Ирина Козлова
Программа социального партнерства с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление
1. Пояснительная записка
2. Актуальность
3. Цель программы
4. Задачи программы
5. Реализация программы
6. Ожидаемые результаты программы
7. План работы с родителями в средней группе 2012-2013г.
8. План работы с родителями в старшей группе 2013-2014г.
9. План работы с родителями в подготовительной к школе группе 2014-2015г.
10. Результативность
Литература
Пояснительная записка
Публикация «Программа социального партнерства с семьей» размещена в разделах
Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ. Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.
Актуальность
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.
Современные условия деятельности ДОУ ставят взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Родители являются основными заказчиками ДОУ, поэтому наше взаимодействие невозможно без учета интересов и запросов родителей. Приведя ребенка в детский сад, родители хотят, чтобы их детей не только готовили к школе, но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки общения, выявляли способности. Именно по этой причине следует выстраивать взаимодействие с семьей, полагаясь на получение социального заказа – обучение детей родному языку, развитие речи, речевого общения.
Овладение речью — это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка, достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у ребенка появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась, речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками и близкими.
Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьёй - создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Задачи:
1. Разработка и внедрение новых форм работы с родителями, для приобщения родителей к активному участию в жизни ДОУ.
2. Формирование психолого- педагогических знаний родителей.
3. Оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей.
4. Изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Сроки реализации программы - 3 года.
Для реализации программы используются следующие формы взаимодействия с родителями:
1. Информационно - аналитические:
• Анкетирование
• Тестирование
• Вопросы – ответы
2. Познавательные:
• Родительские собрания
• Круглые столы
• Консультации
• Беседы, дискуссии
• Совместное создание предметно-развивающей среды
3. Наглядно - информационные:
• Папки-передвижки
• Родительский уголок
• Фотовыставки
• Библиотека-передвижка
• День открытых дверей
4. Досуговые:
• Праздники и развлечения
• Дни здоровья
• Экскурсии
• Выставки, творческие конкурсы
• Выставка семейных коллекций
Основные педагогические принципы
В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
2. Преемственность согласованных действий.
3. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ.
4. Индивидуальный подход.
5. Сотрудничество, а не наставничество.
6. Динамичность.
7. Поэтапность реализации.
Ожидаемые результаты программы
• Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
• У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
• Сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
• Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция, повысится собственная речевая культура.
План работы с родителями в средней группе.
Тема недели
(срок) Формы взаимодействия с родителями Оформление наглядной информации Подготовка к итоговому мероприятию
«Детский сад»
1-2 неделя сентября Тестирование: «Я и мой ребенок».
Круглый стол «Адаптация ребёнка в детском саду».
Развлечение «Наш любимый детский сад» Выставка рисунков «Наш детский сад».
Буклет «Почему дети часто болеют?»
Памятка для родителей «Индивидуальные особенности детей»
Привлечь родителей к оформлению выставки детских рисунков «Наш детский сад» Предложить родителям поучаствовать в освоении детьми темы «Детский сад» : походить по территории д/с.
Предложить родителям помочь в организации развлечения «Наш любимый детский сад»
«Осень к нам пришла»
3-4 неделя сентября,
1-2 неделя октября Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика: и игра и развитие».
Праздник «В осеннем лесу»
Вечер загадок «Что нам осень принесла?».
Выставка поделок «Что нам осень принесла»
В родительском уголке выложить игры на развитие логического мышления и предложить поиграть:«С какого дерева листок?», «Когда это бывает?», «Доскажи словечко».
Предложить родителями поучаствовать в выставке поделок «Что нам осень принесла»
Привлечь родителей к изготовлению красивых осенних листьев для праздника.
«Я в мире. Человек»
3-4 неделя октября Родительское собрание
«Особенности развития детей 5-го года жизни. Сензитивный
период в освоении речи.»
Консультация для родителей «Если ребенок ведёт себя агрессивно?»
Памятка «Растим здорового ребенка»
Предложить описание д\ игр: «Моя семья», «Кто у нас хороший»
Выставка «Мои друзья». Привлечь родителей к организации выставки детских работ «Мои друзья».
Предложить родителям принести семейные фотографии для оформления социального уголка.
«Мой дом»
1-2 неделя ноября Консультация для родителей «Одежда для дома и детского сада».
Вечер вопросов и ответов «Мой дом- моя крепость?» Папка-передвижка «Безопасность ребёнка в быту»
Предложить родителям поучаствовать в освоении детьми темы «Мой дом» : поиграть дома в игру «В комнате у куклы Ани», «Узнай, что это и назови» .
Привлечь родителей к изготовлению дидактических карточек на тему: «Мебель».
«Мои игрушки»
3-4 неделя ноября
«Зима»
1-3 неделя декабря
«Новогодний праздник»
4 неделя декабря
«Домашние животные. Дикие животные»
3-4 неделя января, 1 неделя февраля.
«Профессии»
2 неделя февраля
«Транспорт»
3-4 неделя февраля
«Мамин день»
1 неделя марта
«Весна»
2-3 неделя марта
Дискуссия «Как и зачем родителям играть с детьми?»
Анкеты «Игры ребенка дома»
Игровая программа «Любимые игрушки».
Родительское собрание «Чтобы ребёнок рос здоровым».
Анкетирование «Как мы укрепляем здоровье в своей семье».
Консультация «Как формировать правильную осанку?»
Развлечения «Зима».
Консультация для родителей «Что такое моделирование и что оно даёт детям»
Дискуссия «Новый год и дети»
Акция «Сохраним елку»
Беседа «Мой питомец»
Театрализованная игра «Цирк зверей».
Круглый стол «Игра не простая забава».
Индивидуальная консультация «Что должен знать ребёнок о профессиях родителей».
Консультация для родителей «Правила поведения в общественном транспорте».
Анкетирование «Роль отца в воспитании ребёнка».
Анкетирование «Любите ли Вы театр?»
Праздник «Мамы разные важны!»
Родительское собрание
«Играют дети - играем вместе».
Анкетирование «В какие игры играет ребёнок дома?»
Размещение информации для родителей «Реакция манту – это не прививка!»
Памятка «Домашний театр - универсальный способ развития речи ребёнка».
Фотовыставка «Я и моя мама».
Картотека «Прогулки с детьми зимой».
Благодарность родителям, принявшим участие в выставке «В лесу родилась елочка»
Папка-передвижка «Загадалки по сказкам».
Буклет для родителей «Как одевать ребенка зимой»
Картотека словесных и дидактических игр: «Кто, где живет?», «Мамы и детки», «Кто как кричит», «Кто, чем питается» (ТРИЗ и РТВ)
Памятка «Помощь детям при составление коротких рассказов о домашнем любимце по опорным картинкам».
Презентация
альбома «Профессии»
Памятка «Учимся наблюдать за изменениями в природе».
Фотовыставка «Для меня всегда герой - самый лучший папа мой!».
Предложить родителям поиграть с детьми в дидактическую игру «Четвертый лишний» на развитие логического мышления.
Презентация альбома «Транспорт».
Презентация сборника стихов и песен, рисунков о маме «Всё – всё для наших мам».
Благодарность родителям, принявшим участие в выставке «Все умеют наши мамы».
Предложить родителям картотеку игр-экспериментирований, в которые они могут поиграть с детьми весной.
Презентация альбома «Времена года» Привлечь родителей к организации выставки фотографий «Любимая игрушка моего детства».
Предложить родителям поучаствовать в выставке поделок «В лесу родилась елочка»
Предложить родителям изготовить снежки для проведения в группе развлечения «Зима».
Привлечь родителей к украшению группы к празднику Нового года.
Совместные постройки из снега.
Привлечь родителей к организации выставки детского творчества «Моё любимое животное»
Привлечь родителей к участию в театрализованной игре «Цирк зверей».
Совместное изготовление кормушек.
Предложить родителям поучаствовать в создании дидактической игры о профессиях.
Предложить родителям поучаствовать в освоении детьми темы «Профессии» : рассказать о своих профессиях, почитать стихи о профессиях, сходить на экскурсию в парикмахерскую, магазин, с целью ознакомления с профессиями.
Совместное создание предметно-развивающей среды-
подготовить фотографии пап для стенда.
Предложить родителям изготовить макет дороги, рисовать с детьми различные виды транспорта.
Предложить родителям принять участие в выставке поделок «Все умеют наши мамы»
Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи через просмотры (в записи) игр в детском саду.
Привлечь родителей к сбору материала, для оформления альбома «Времена года»
«Птицы»
4 неделя марта, 1-2 неделя апреля.
«Народная игрушка»
3 неделя апрель
«Сказка в гости к нам пришла»
4 неделя апреля
«Лето»
1-4 недели мая
Консультация для родителей «Помощь пернатым друзьям».
Проект «Пернатые друзья»
Консультация для родителей «Влияние фольклора на личность дошкольника»
Фольклорный праздник «В гостях у бабушки Арины»
Консультация для родителей «Что такое сказкотерапия?»
Дискуссия «Нужны ли сказки современным детям?»
Родительское собрание
«Здравствуй лето!».
Экскурсия к памятнику неизвестного солдата.
Физкультурный досуг «Айболит в гостях у ребят»
Консультация «Кодируем стихотворения -развиваем память».
Беседа:«Как избежать солнечного удара».
Благодарность родителям, которые изготовили кормушки.
Памятка «Пересказ сказки при помощи мнемодорожки».
Предложить родителям картотеку потешек, песенок, которые родители могут использовать дома.
Размещение информации для родителей «Кишечная инфекция»
Благодарность родителям, принявшим участие в выставке «Герои любимых сказок»
Буклет «Какие игрушки нужны детям?»
Папка – передвижка «Как организовать летний отдых с ребёнком».
Памятка «Опасность возникновения пожара».
Оформление альбома «Цветы»
Фотовыставка «Лето – чудная пора, любит лето детвора!».
Папка - передвижка
«Разучите с детьми летом».
Привлечь родителей к проектной деятельности, совместному творческому придумыванию потешек, загадок, считалок о птицах.
Предложить родителям изготовить «Народную игрушку», поучаствовать в празднике.
Привлечь родителей к организации выставки поделок «Любимые герои сказок»
Привлечь родителей к подведению итогов образовательного процесса за учебный год, обобщению накопленного опыта семейного воспитания.
Привлечь родителей к оказанию помощи по благоустройству летних участков, разбивке клумб и приобретение посадочного материала.