Ирина Анисимова
Творческая фокус-группа как форма социального партнерства педагогов и родителей в социализации детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Творческая фокус – группа как форма социального партнерства педагогов и родителей в социализации детей раннего возраста.
Слайд № 1
Важнейшим фактором социализации личности является семья, которая является не только ячейкой нашего общества, но и первичной группой для ребенка, в которой формируется «образ мира», осуществляется его физическое, эмоциональное и социальное развитие. Родители несут ответственность за качество семейного воспитания, за результат социализации ребенка, который во многом зависит от уровня родительской культуры.
Публикация «Творческая фокус-группа как форма социального партнерства педагогов и родителей в социализации детей раннего возраста» размещена в разделах
Слайд № 2 На базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад для детей раннего возраста № 1 третий год реализуется программа инновационного проекта «Деятельность Центра социального партнерства с родителями детей раннего возраста «Мы вместе». За это время удалось решить ряд важных задач:
- повысить уровень компетентности педагогов в вопросах установления взаимодействия с родителями воспитанников;
-апробировать новые формы взаимодействия ДОУ с родителями : семейный клуб, консультационный пункт, адаптационная группа «Мама и малыш».
Тем не менее, опыт взаимодействия с родителями показал, что достаточно сложным в практическом плане является достижение партнерских отношений.
Слайд №3
В литературе термин «Социальное партнерство» рассматривается как особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития (И. А. Хоменко).
Для установления социального партнерства с родителями, более активного их участия в жизни детского сада, на основании анализа литературы (С. А. Белановский,М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги было разработано положение о творческой фокус – группе.
Слайд №4
Творческая фокус – группа в детском саду - это инновационная форма взаимодействия педагогов, представителей науки, родителей, общественности, заинтересованных в совместном изучении актуальных проблем дошкольного образования с целью поиска оптимальных путей для их разрешения. Она создана для сбора информации об общественном мнении и мнении работодателей и заказчиков образовательных услуг о качестве их предоставления в МБДОУ № 1, сотрудничества с родителями воспитанников, общественности, поиска новых форм предоставления консультативной помощи родителям, воспитывающих детей раннего возраста, установления обратной связи по решению задач, возложенных на образовательное учреждение.
Слайд №5
Основными направлениями деятельности творческой фокус-группы являются :
- изучение потребностей родителей воспитанников на предоставление консультативной психолого-педагогической и медицинской помощи;
- сбор мнений родителей по определенным проблемам воспитания и развития детей раннего возраста;
- анализ мнения родителей о проводимых мероприятиях в МБДОУ по повышению педагогической культуры;
- выяснение причин низкой посещаемости отдельными родителями предлагаемых МБДОУ форм взаимодействия;
- определение оптимальных и эффективных форм взаимодействия с родителями воспитанников МБДОУ № 1 и с родителями детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение;
-определение форм позиционирования передового педагогического опыта работы в МБДОУ и практики семейного воспитания.
Участники фокус-группы совместно осуществляют поисковую, исследовательскую работу. Творческая фокус-группа организуется при наличии не менее пяти человек: педагогов, родителей и других специалистов.
Слайд №6 Ссылаясь на рекомендации Д. Петрова «Фокус-группы : снижение риска при принятии решений» определен алгоритм работы творческой фокус- группы :
Шаг 1: Постановка цели проведения фокус группы.
Шаг 2. Составление плана работы фокус-группы
Шаг № 3: Отбор и приглашение участников.
Шаг № 4: Составление вопросов (не более 4-5 вопросов).
Шаг № 5: Подготовка сценария.
Шаг № 6: Выбор координатора.
Шаг № 7: Проведение фокус - группы
Шаг№ 8: Интерпретация и отчет по результатам
Шаг № 9: Последействие
Все шаги взаимосвязаны. Отличительной особенностью проведения фокус группы является наличие координатора, имеющего определенные навыки проведения дискуссии. Координатор может быть сотрудником организации или волонтером.
Каждая встреча участников фокус-группы завершается написанием отчета.
Слайд №7
На сегодняшний день в МБДОУ№1 организована работа следующих творческих фокус - групп : «Инновационный час», «Многодетная семья», «On-lain - группа», «Растем здоровыми вместе».
Слайд №8
Организация работы творческой фокус-группы с педагогами «Инновационный час»
Основными формами работы творческой фокус-группы с педагогами является классическая фокус-группа. Классическая фокус-группа проводится в специально оборудованном помещении в течение 1,5-2 часов по заранее разработанному сценарию. Обычное количество участников составляет 5-12 человек. Фокус-группу проводит квалифицированный специалист (модератор, задача которого — понять истинное отношение участников фокус-группы к обсуждаемым вопросам.
К ведущему выдвигаются следующие требования: высокая коммуникабельность, умение слушать, не навязывая свою точку зрения респондентам; наличие чувства юмора; умение управлять малой группой; достаточная эмоциональность, умение сопереживать высказываниям участников; самокритичность, любознательность и динамичность.
Одной из тем творческой фокус – группы «Инновационный час» была тема «Использование ИКТ-педагогических технологий в работе с родителями». Предварительно было проведено анкетирование воспитателей с целью выявления уровня знаний современных ИКТ технологий, а также использования их в своей практике. Во время проведения фокус-группы были обсуждены результаты анкетирования, а также составлен словарик по современным ИКТ- технологиям. Так же был освещен вопрос о законодательных актах, которые освещают требования к ИКТ-технологиям в ДОУ, а также требования к сайтам образовательных учреждений. Были обсуждены вопросы о взаимодействии детского сада и семьи через социальные сети «В контакте» и «Одноклассники».В результате дискуссии были сформулированы актуальные вопросы о воспитании для обсуждения в социальных сетях между родителями и воспитателями. В завершении работы группы были поставлены цели и определены основные направления работы для развития использования ИКТ-технологий в ДОУ. В работе фокус=группы принимала участие студентка 4курса Павленко Юлия.
Слайд №9 Организация работы творческой фокус-группы с родителями
«Многодетная семья»
Многолетний опыт работы с детьми раннего возраста и их родителями позволяет отметить новую позитивную тенденцию: увеличение количественного состава семьи. Это достигается благодаря целенаправленной государственной политике в области демографической ситуации в стране. Многодетная семья это теперь не редкость.
Ежедневное общение с родителями подтверждает необходимость повышения их педагогической культуры. Эта задача во все времена была актуальна и решалась многие годы с помощью традиционных форм работы с семьей. Эти формы работы с родителями, конечно действенны, но, чтобы вызвать родителей на диалог и рефлексию возникающих проблем в воспитании детей, в ДОУ№1 была апробирована новая форма взаимодействия с семьей – фокус-группа. С учетом выбранной проблемы фокус – группа получила название «Многодетная семья».
№10 Организация фокус-группы с родителями «on-line»
Наша современная жизнь уже немыслима без компьютера. С помощью ИКТ- средств появляется новая возможность активизации деятельности родителей, их участия в жизни детского сада. Сегодня родители испытывают дефицит времени для общения с ребенком, с воспитателями. Так как востребованность сайта детского сада родителями растет, что подтверждается количеством посетителей сайта, нами была поставлена задача определить возможности использования данного ресурса для педагогической поддержки родителей. Результаты общения с родителями позволяют выделить достоинства взаимодействия с родителями через сайт ДОУ :
• Развитие сотрудничества между воспитателями и родителями посредством живого общения с родителями на страницах сайта (форум).
• Доступное для всех родителей информирование о закономерностях развития и особенностях воспитания детей раннего возраста.
• Педагогическое просвещение родителей (размещение полезных ссылок, статей).
• Информирование родителей о предстоящих мероприятиях, новостях, объявлениях.
• Возможность заполнения анкет и опросников для родителей непосредственно в интернете.
Размещение информации, интересной для родителей и детей : тексты песен и стихотворений для разучивания дома, смешные высказывания детей, рисунки и поделки. Здесь же выложены различные игры, консультации, советы, помогающие мамам и папам воспитывать своих малышей
Возможность общения родителей с администрацией детского сада, воспитателями, медработниками посредствам организации сервиса “Вопрос-ответ”. Небольшой опыт организации взаимодействия с родителями в фокус-группе подтверждает высокий образовательный потенциал этого средства и дает основания для определения задач, требующих дальнейшего решения.
№ 11 Заключение: Таким образом, творческая фокус-группа помогает объединять педагогов, родителей и других заинтересованных специалистов в поиске решения проблем социализации детей раннего возраста.