Евсикова Татьяна
Аналитическая справка по организации предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Правильная организация развивающей предметно-пространственной среды группы является необходимым условием развития детей. При ее создании должны учитываться требования ФГОС и ведущая деятельность детей – игровая. При подготовке к педагогическому совету была проанализирована предметно – пространственная среда всех возрастных групп детского сада.
Публикация «Аналитическая справка по организации предметно-пространственной среды» размещена в разделах
- Анализ предметно-пространственной среды РППС
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Принцип полифункциональности отражается наличием в группах предметов, выполняющих разные функции и которые различным образом используются в детской деятельности. Для этого в группах имеются предметы-заместители, которые дети могут использовать в своих играх, в том числе в сюжетно-ролевых (например: «Магазин», «Семья»).
Вариативность среды групп отражается в наличии различных пространств для игр, периодическую сменяемость игрового материала, а так же разнообразие игр и игрушек обеспечивающих свободный выбор детей, появление новых предметов, стимулирующих различную активность детей.
Принцип доступности в нашем детском саду реализуется через доступно расположенное оборудование, игрушки, продукты детской деятельности. Во всех возрастных группах дидактические и развивающие игры и игрушки, дидактический материал, предметы для организации ролевых игр доступны детям. Для организации самостоятельной деятельности детей в течение дня в группах имеются материалы для детского творчества (бумага, краски, карандаши, природный материал).
Принцип безопасности также реализуется в представленных предметах и оборудовании в групповых пространствах. Во всех возрастных группах мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. Такая организация пространства в группах является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка. Так во всех группах имеется мебель для педагогов и детей одного размера, что позволяет находиться ребенку и педагогу в субъект - субъектной позиции при взаимодействии друг и другом.
Принцип интеграции образовательных областей нашел отражение в формировании единой предметно-пространственной среды. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметных развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред.
Принцип трансформируемости нашел отражение в том, что можно изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы данного учреждения. Все игрушки и игровой материал размещены таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать их на место. Для этого в группах имеются стеллажи и контейнеры для игрового материала. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.
В раздевалках групп находятся индивидуальные шкафчики и доска для детского творчества. А также имеется информационный стенд, где воспитатели помещают необходимую информацию, связанную с деятельностью детского саду, а еще консультации и советы родителям.
Наличие игровой, учебной и бытовой зон позволяет использовать помещения групп наилучшим образом.
Учебная зона. Столы и стулья для занятий промаркированы в соответствии с ростом детей.
В центре творчества имеется широкий спектр изобразительных материалов для формирования творческого потенциала, эстетического восприятия, воображения, развития творческих способностей.
Центр сенсомоторного развития предназначен для развития мелкой моторики и тактильных ощущений.
Центр математики оборудован счетным и раздаточным материалом, логико - математическими играми, наборами геометрических игр.
Центр природы расположен у окна. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней. Также сочетает в себе центр экспериментирования, который оснащён природными и сыпучими материалами, емкостями разной вместимости, комнатными растениями, песочными часами, лейками, опрыскивателями. Здесь же представлены книги о временах года, иллюстрации и календарь погоды.
Центр музыки способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. В группе создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки природы (леса, голоса птиц, шум моря, а так же различные музыкальные сказки.
Центр патриотического воспитания способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны. Детям представлены фотографии достопримечательностей города, карточки и фотоальбомы.
В центре художественной литературы представлены книги в соответствии с программой и возрастом. Так же представлены портреты авторов (поэтов и писателей). Все книги и иллюстрации обновляются 1-2 раза в месяц.
Так же в группах имеется центр физического развития, цель которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх, индивидуальной двигательной активности и в свободной деятельности детей.
Центр развития речи содержит материалы по развитию речи, дидактические игры и материалы на развитие логики.
Игровая зона позволяет разнообразно использовать ее составляющие, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, создавать условия для творческой деятельности, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, закреплять знания об окружающей действительности и жизни в социуме.
В центре конструирования находятся строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей. Свободное пространство на полу дает возможность сооружать разнообразные постройки. Также здесь присутствуют фигуры животных, что дает возможность для большего развития фантазии и творческого мышления.
Центр театрализации. Дети могут на основе ярких иллюстраций воссоздать сюжет сказки, что способствует развитию театрализованной деятельности, творческих способностей, памяти и мышлению. Дополнительно для этого в группе имеются разнообразные виды театров (би-ба-бо; деревянные фигурки; маски героев, оснащение для разыгрывания сценок, спектаклей. В уголоке ряжения есть различные элементы костюмов, украшений и т. п. Это способствует стимулированию творческого замысла и индивидуального творческого проявления.
Центр безопасности включает в себя переносной макет улицы, различного размера и назначения машины, светофор. Это предметное наполнение способствует усвоению материала о ПДД через сюжетно-ролевую игру.
В бытовой зоне располагается уголок дежурств – формируется умение выполнять обязанности дежурных, прививая положительное отношение к труду, а также самостоятельность детей.
Вместе с тем, в ходе осмотра, установлено, что в группах подготовительная №3, старшая №1, старшая №3 и средняя №2созданы благоприятные, отвечающие современным требованиям ФГОС ДОУ условия, для осуществления образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, обогащения знаний по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, формированию сенсорных навыков и математических представлений, развитию творческих способностей и организации игровой деятельности.
В младшей группе №1 необходимо дополнить центр природы и экспериментирования.
Во 2-й младшей группе №1необходимо организовать уголок природы, безопасности и центр творчества.
Педагоги 2 –ой младшей группы №2 ведут работу по пополнении костюмов для ряжения и сюжетно-ролевых игр, а также в музыкальный уголок.
В средней группе №1 необходимо дополнить уголки безопасности и экспериментирования, а также патриотический уголок.
В старшей группе №2 необходимо добавит и разнообразить центр двигательной активности и музыкальный уголок. Обеспечить большей насыщенностью и разнообразием игровую зону.
Педагогам подготовительной группы №1 необходимо доработать центр безопасности в соответствии с возрастными особенностями и расширить патриотический уголок. Также необходимо добавить костюмы для сюжетно-ролевых игр и разнообразить музыкальный уголок.
В подготовительной группе №2 необходимо добавить костюмы для сюжетно-ролевых игр.
Во всех возрастных группах хорошо организованы центры книг и конструирования, а также в игровой зоне подобраны игры по возрасту и в различном видовом многообразии.
Создавая развивающую среду, воспитатели постарались сделать ее насыщенной и интересной, что обеспечивается разнообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.
Рекомендации:
– пополнить группы костюмами для ряжения и сюжетно-ролевых игр;
– дополнить патриотические центры наглядными пособиями и разнообразными альбомами, передающими особенности и традиции нашего города и страны;
– организовать центры природы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
– дополнить и разнообразить центры безопасности наглядными, дидактическими и предметными атрибутами;
– обеспечить музыкальные центры разнообразными музыкальными инструментами и дидактическими пособиями.