Алёна Щукина
Алгоритм построения работы в ДОУ при возникновении случаев жестокого обращения с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность усиления профилактики защиты детей от жестокого обращения и насилия в семье связана с тем, что насилие в семье оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушает его социализацию, порождает безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.
Выделяют 4 формы насилия в отношении детей:
• физическое,
• психологическое,
• сексуальное,
• пренебрежение нуждами ребенка.
Публикация «Алгоритм построения работы в ДОУ при возникновении случаев жестокого обращения с детьми» размещена в разделах
Перечисленные виды жестокого обращения редко встречаются по отдельности. Часто ребенок испытывает на себе 2-3 вида жестокого обращения, что усугубляет негативные последствия насилия на развитие его личности.
Все формы жестокого обращения в той или иной степени сопряжены с психологическим (эмоциональным) насилием.
Психологические (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
Выделяют следующие формы психологического насилия:
- отвержение, неприятие ребенка, принижение его достоинства;
- терроризирование;
-изоляция;
- развращение;
- игнорирование.
Отвержение проявляется в неприятии ребенка, принижении его достоинства:
- враждебное отношение к ребенку, унижение (в том числе публичное).
- высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя и т. п.)
- превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес.
Терроризирование – проявляется в постоянной вербальной агрессии, запугивании и угрозах со стороны взрослого, что создаёт у ребенка чувство страха, тревоги и неуверенности. Ребенок начинает воспринимать мир как враждебный и непостоянный.
- угроза совершить насилие над самим ребенком («Не будешь слушаться – накажу);
- угроза совершить насилие над тем, кого ребенок любит, чаще всего, над домашними животными («Будешь плохо себя вести, я твоего щенка/котенка выгоню на улицу/ отдам кому-то»).
При изоляции взрослый резко ограничивает социальные контакты ребенка, полностью контролирует круг его общения, препятствует установлению дружеских связей с другими детьми или доверительных отношений с другими взрослыми. У ребенка возникает впечатление полного одиночества, изоляции от внешнего мира и других людей.
Развращение проявляется в том, что взрослый способствует искажённой социализации ребенка, поощряет или прямо вовлекает в антисоциальное поведение, укрепляет проявления девиантного поведения. В результате подобных действий подросший ребенок отвергает общепринятые моральные нормы и правила поведения, оказывается социально дезадаптированным.
При игнорировании взрослый лишает ребенка одного из важнейших условий нормального психического развития – обратной связи со значимым взрослым. Игнорирование может быть следствием неадекватной педагогической тактики, эмоционального отвержения ребенка или психической патологии родителя.
Признаки психологического насилия:
• постоянно печальный вид, длительное подавленное состояние;
• различные соматические заболевания;
• беспокойство, тревожность, нарушение сна;
• агрессивность;
• склонность к уединению, неумение общаться;
• задержка физического и умственного развития;
• нервный тик, энурез.
Различают ближайшие и отдалённые последствия жестокого обращения с детьми :
Ближайшие последствия Отдаленные последствия
• физические травмы и увечья, рвота, желудочные и головные боли, потеря сознания, а также острые психические нарушения (острый стресс и т. п.).
• Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в случаях обоих типов ребёнок становится охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей более старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.
• нарушения физического и психического развития ребёнка,
• различные физиологические и психосоматические заболевания,
• личностные, в особенности – эмоциональные нарушения,
• отсроченные негативные социально-психологические последствия (глубокая социальная дезадаптированность и т. п.).
Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. Дети, которые пережили жестокое обращение, вырастают мнительными, ранимыми. У них искажено отношение к себе и к другим, они ощущают себя недостойными любви, плохими, бесполезными. Испытывают неуверенность в своих силах и способностях. Эти дети стараются никому не доверять. Считают взрослых опасными, враждебными и отрицают обращение к ним за помощью. Такие дети имеют крайне слабый контакт со своим телом и своими подлинными чувствами.
В понятие психологической травмы включаются нарушения психологического, эмоционального, когнитивного и социального функционирования ребенка, вызванные действиями (или бездействием) родителей или других взрослых.
Психол. травма происходит в том случае, когда воздействующий стимул превышает способность ребенка справиться с ним.
Американские исследователи (Н. Полански и соавторы) установили, что развитие и благополучие ребенка подвергается опасности не только тогда, когда ребенок плохо питается и одевается, не имеет жилья и находится без внимания и присмотра, но и когда не удовлетворяется его естественная потребность быть любимым, желанным, когда он испытывает дефицит эмпатии со стороны родителей или других значимых взрослых.
Многие исследователи установили связь между психологическим насилием, если оно началось в раннем возрасте, и задержкой умственного развития детей. Имеется даже понятие «психологическая карликовость» (профессор Касаткина Э., когда ребенок, растущий в неблагоприятных для него условиях, сильно отстаёт в росте и имеет задержку психического развития.
Для детей, которых родители часто ругают, грубо обзывают, характерен высокий уровень агрессии, наличие межличностных проблем и отклонений в поведении. Такие особенности детей мешают их социальной адаптации, вызывают неприятие и даже отвержение со стороны сверстников и взрослых.
Постоянная критика и оскорбления приводят к тому, что ребенок начинает считать, что он хуже всех, что он не заслуживает хорошего отношения родителей или других взрослых, не достоин их любви. Такие дети, приспосабливаясь к ситуации, вырабатывают различные способы поведения – от склонности к уединению, чрезвычайной зависимости и подчиняемости другим, до агрессии и антисоциального поведения.
Угрозы и запугивание, унижение со стороны родителей вызывают беспокойство и страх, подавляют самостоятельность ребенка, в большинстве случаев у детей развиваются психосоматические болезни.
Пренебрежение основными нуждами ребенка может оказаться фатальным для ребенка. По данным министерства здравоохранения РФ, 70% несчастных случаев, травм и отравлений детей в возрасте от 0 до 14 лет происходит из-за невнимания к их безопасности со стороны родителей и других взрослых.
Наша работа по проблеме жестокого обращения с детьми началась и изучения документации и разработки внутрисадовских документов по данной проблеме.
Были разработаны планы работы по теме на каждую группу. У психолога план работы на год идё т в трех направлениях: педагоги, родители, дети. В него включены такие мероприятия как:
- выступление на родительских собраниях (Как не наказывать ребенка);
- консультации в информационном уголке для родителей;
- просвещение педагогов (в рамках педагогического часа)
- тренинг для педагогов ("Работа воспитателя с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми")
- Организация совместных игр с детьми («Секрет», «Строгий контроль», «Копилка хороших событий») и организация совместной деятельности родителей и детей (изготовление мини книжки «Мама, папа, я – счастливая семья»).
Что же делать в случае жестокого обращения с детьми?
• Сообщить заведующей ДОУ.
• Показать ребенка медработнику, при наличии необходимости оказания экстренной медицинской помощи, обеспечить ребенку эту помощь: вызвать «Скорую помощь», отвезти в травматологический пункт, сообщив об этом родителям или законным представителям ребенка (при невозможности связаться с родителями - специалисту отдела опеки и попечительства муниципального образования).
• Сообщить родителям или опекунам (законным представителям) о наличие признаков насилия у ребенка, получить письменное объяснение от них.
• При подтверждении предположения об имевшемся насилии сообщить информацию (в виде письма) в органы внутренних дел, прокуратуру, отдел опеки и попечительства МО.
• Принять меры по сопровождению семьи с целью предупреждения повторного насилия (например, при выявлении физических наказаний в семье) или по изъятию ребенка из семьи при обнаружении сексуального или физического насилия и невозможности гарантировать безопасность ребенка в дальнейшем).
• При выявлении ситуаций, когда ребенка наказывают физически, с родителей берутся объяснения в письменном виде, предупреждение об уголовной ответственности, в дальнейшем - устанавливается контроль за физическим и психологическим состоянием ребенка (устанавливается внутрисадовский контроль).
• При неэффективности мер психолого-педагогического сопровождения, родители предупреждаются на педагогическом Совете школы об ответственности за совершаемые действия. При неэффективности этих мер информация направляется в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Действия сотрудников образовательных учреждений
при выявлении фактов пренебрежения основными нуждами ребенка.
• В случае выявления сотрудником ДОУ фактов пренебрежения нуждами ребенка (например, пропуски ДОУ) воспитатель в течение 5 рабочих дней устанавливает причины выявленных нарушений и предупреждает родителей (законных представителей) об ответственности за ненадлежащее выполнение родительских прав.
• В случае если родитель не принимает мер к устранению нарушений по истечении 5 рабочих дней после предупреждения об ответственности, воспитатель ДОУ сообщает о пренебрежении нуждами ребенка руководителю ОУ, социальному педагогу и специалисту муниципальной КДНиЗП.
• В случае если сотрудником ДОУ выявлен факт проживания ребенка отдельно от законных представителей (в том числе факт проживания с родственниками, не являющимися законными представителями ребенка) сотрудник ОУ в течение 1 дня сообщает о данном факте руководителю и социальному педагогу ДОУ.
Психологическое насилие – фактор достаточно распространённый и являющийся не менее опасным, чем физическое насилие.
• Каждый второй ребенок в ответ на регулярное избиение сам ударит родителя.
• Родитель, оказывающий физическое и психологическое воздействие на ребенка, нуждается в психологической помощи, т. к. его реакция на ребенка – это следствие вымещения на ребенка его тревог и проблем.
• Вред, наносимый психологическим насилием, проявится впоследствии у ребенка, когда он станет взрослым. А также может привести к тому, что он сам будет тираном для своих детей, вымещая на них своё невротическое состояние.