Ксения Патарая
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания в работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка неотделима от красоты. … Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу».
В. А. Сухомлинский.
Как педагог-дошкольник, одной из основных задач в работе с детьми считаю сохранение и преумножение психического и психологического здоровья подрастающего поколения. Психологическое же здоровье, которое несет в себе духовную составляющую, являясь не просто характеристикой, а стержневой особенностью человека, остается часто за чертой внимания семейного окружения дошкольника. А ведь именно духовность отличает не только одного человека от другого, но и отделяет человека от животного. Виктор Франкл считал, что нравственным и духовным ценностям нельзя научить, их нужно переживать, потому что они дают направление самовоспитанию человека, определяют его стремления.
Публикация «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Как же помочь малышу самому научится понимать нравственные и духовные ценности? Ведь к длительным беседам, лекциям он еще не привык. Одним из действенных средств духовно – нравственного воспитания является сказка.
С раннего возраста мы знакомим детей со сказками, прежде всего, отечественными: они более понятны и ясны для маленького человечка. Ознакомив со сказкой наших крошек, я стараюсь акцентировать их внимание не на сухом содержании сказки, не на последовательности событий, а на эмоциональном сопереживании героям сказки. Нередко прошу ребят подражать тому или иному герою, чтобы пробудить эмоциональный отклик. Беседуя с родителями понимаю, что многие традиции духовно-нравственного воспитания исчезают из современной семьи, вынужденной жить в стремительном ритме. Мамы и папы не осознают большой ошибки в том, что заменяют прочтение сказки на ее демонстрацию по телевизору; в том, что игнорируют русские народные сказки, заменяя их на современные зарубежные сказки с вымышленными героями, не всегда имеющими надлежащий эстетический вид; да и в том, что не находят времени прочитать и обсудить сказку с малышом. Традиция читать сказки на ночь формировалась столетиями и имеет научное обоснование: сказка перед сном воспринимается ребенком более детально, вдумчиво, оставляя приятные воспоминания, теплое, бережное отношение близких людей.
В своей работе по формированию нравственных ценностей через сказку мы используем различные формы работы со сказкой : работу с текстом, рисование по сказке, игры – драматизации, чтение сказки с элементами театрализованной деятельности, чтение сказки с использованием презентаций, совместное рассказывание сказок, обсуждение сказок. По детским рисункам видно, какой эмоциональный отклик нашел в сердечке малыша изображаемый герой, даже, если все дети рисуют одного и того же колобка. Одна из моих воспитанниц так прониклась жалостью к этому герою, что попросила бабушку связать ей колобка, тем самым, изменив для себя судьбу главного героя. Нередко мы просим детей что- нибудь сделать для персонажей сказки : построить дом для зверей из сказки «Теремок», слепить головку сыра для медвежат из сказки «Два жадных медвежонка», нарисовать солнце для зверей из сказки К. И. Чуковского «Краденое солнце», разрисовать тарелки для Федоры из сказки «Федорино горе», для Мишутки из «Трех медведей» построить стульчик из деревянного конструктора.
Наши малыши привыкли и к настольному театру, где являются не только зрителями, но и участниками.
В раннем возрасте малыш уже вполне готов к самостоятельному выбору, к реализации этого выбора. И от нас, педагогов и родителей, зависит то, насколько этот выбор будет наполнен духовно - нравственным смыслом.
Список литературы:
1. Журнал "Управление школой" № 09/2006
2. Франкл В. "Человек в поисках смысла" Москва, Прогресс, 1990 г
3. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему я. Москва, Генезис, 2010г.