Наталья Комиссарова
Актуальность и значимость арт-терапевтической деятельности в вопросах воспитания и социализации
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность и значимость арт-терапевтической деятельности в вопросах воспитания и социализации.
«Когда мы используем различные виды искусства для самооздоровления или в терапевтических целях, то не беспокоимся относительно красоты произведений, грамматической или стилистической правильности текста или гармоничности звучания песни. Мы используем искусство в целях высвобождения, выражения, облегчения. Мы можем также получить интуитивное откровение, инсайт, если обратимся к символическим или метафорическим смыслам, содержащимся в собственных произведениях.» (Н. Роджерс).
Публикация «Актуальность и значимость арт-терапевтической деятельности в вопросах воспитания и социализации» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Постоянно возрастающая потребность в психологической помощи семей имеющих проблемы межличностного общения является наиболее актуальной, в связи с этим возникла необходимость в разработке программы Арт- терапевтического направления. Типичным поводом для обращения, как правило, служат проблемы детей и взрослых (ослабленное здоровье, эмоциональные и поведенческие отклонения и т. д.). Однако, родителям зачастую трудно признать, что истинной причиной этих проблем является семейное неблагополучие. В этой связи использование такого известного и широко используемого подхода как системная семейная терапия, становиться весьма проблематичным, поскольку семья должна признать свое неблагополучие и вступить во взаимодействие с психологом.
Системная семейная терапия может быть эффективной тогда, когда каждый член семьи готов быть достаточно открытым и откровенным в работе с психологом. Среди наиболее значимых факторов, патологизирующих детско-родительские отношения, можно выделить нарушение механизмов интеграции семьи или отсутствие взаимопонимания между членами семьи, отчужденность, эмоциональную холодность, частые конфликты и др. Поэтому терапия детско - родительских отношений, в первую очередь должна быть направлена на восстановление этих механизмов.
Использование Арт-подхода основано на занятиях различными видами искусства, включая живопись, рисунок, лепку, музыку, танец и др. Данный базовый подход в работе детско-родительский групп имеет ряд преимуществ:
- арт-терапия ориентирована преимущественно на невербальное общение, что делает ее особенно ценной в тех случаях, когда наблюдаются затруднения в словесном описании эмоциональных переживаний;
-арт-терапия дает возможность социально-приемлемого выхода агрессивности и других негативных чувств, позволяет проанализировать мысли и чувства (которые человек привыкает подавлять) и постепенно развивать способность к саморегуляции.
Арт- терапевтическая деятельность включает в себя несколько этапов:
Первый этап: свободная активность перед собственно творческим процессом- непосредственное переживание.
Второй этап: процесс творческой работы - создание феномена, визуальное представление.
Третий этап: дистанцирование, процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения.
Четвертый этап: вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы.
Для клиентов, еще не знакомых с Арт- терапией, первый этап очень важен. Этап эмоциональных и сознательных переживаний в свободном экспериментировании с художественным материалом. Пробуя и смешивая краски в игровом стиле, клиент может прийти к открытиям в отношении материала и самого себя. Промежуток времени, посвященный данной деятельности, зависит от клиента. Его потребностей и проблем, его возраста. Один клиент может «поиграть» двадцать минут в течении первой сессии. А затем двинуться дальше ко второй части процесса. Другой клиент может растянуть игровые пробы на несколько сеансов. Но, в конечном итоге, большинство клиентов отказывается от игровых проб в пользу более серьезной деятельности- выбора художественного материала для второго этапа творческого процесса. Часто по инерции после предыдущего этапа игровой деятельности. А иногда и абсолютно сознательно и продумано клиенты безмолвно уходят во взаимодействие со своим творческим самовыражением. Такая трансформация первого этапа прослеживается у клиентов всех возрастов, даже у маленьких детей. Третий этап обусловлен тем, что понимание клиента становится более глубоким и обогащается новыми наблюдениями, которые «дают звонок» его разуму.
В результате реализации Арт- терапевтической программы дети и родители, участвующие в занятиях, получают возможность самореализации и адаптации, дезаптивированные дети реконструируют контакты со сверстниками и взрослыми. Родители корректируют нарушенные межличностные отношения. Дети и родители обогащают и укрепляют эмоциональные ресурсы и коммуникативные возможности, развивают способности к мобилизации жизненного опыта и саморегуляции, воспитывают волевые качества.
Творчество естественно вплетается в нашу жизнь, являясь неотъемлемой частью нашего развития. В творчестве отображается то, что нас волнует, то, что для нас важно. Именно поэтому Арт- терапия так эффективна при работе со взрослыми и детьми так как клиенты, участвующие в занятиях не задумываются о конечном результате, а получают удовольствие от самого процесса.