Татьяна Широкая
Нетрадиционные формы методической работы с педагогами в вопросах физического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос : Какую форму выбрать для организации методической работы с педагогическим коллективом?
Так в литературе В. И. Загвязинский определяет форму как «…способ организации того или иного процесса или предмета, определяющий его внутреннюю структуру и внешние связи». Т. е. форма – это способ взаимодействия обучающих и обучающихся, обучающихся между собой, обучающихся с изучаемым материалом.
Публикация «Нетрадиционные формы методической работы с педагогами в вопросах физического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Ежегодно планируя методическую работу с педагогами своего учреждения, любой руководитель или старший воспитатель использует известные, широко вошедшие в практику формы. А. И. Васильева, например, в 1990 году подробно описала, ставшие традиционными, формы работы с педагогами : педагогический совет, семинар и семинар-практикум, работа творческих групп, консультация, совещание. Но, уже в наше время методист кабинета дошкольного воспитания МГИУУ К. Белая и другие практикующие методисты заявляют, что «. руководители дошкольных учреждений ищут новые формы работы с коллективом. Активизировать творческую деятельность воспитателя помогут такие методы, как анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, работа с перфокартами и т. д.». Они предлагают такие нетрадиционные формы работы с педагогическим коллективом, как творческая гостиная, педагогический турнир, решение проблемных ситуаций.
На сегодняшний день сложно определить, какие из форм являются традиционными, а какие нетрадиционными. Нам представляется возможным каждому дошкольному учреждению считать для себя ту или иную форму традиционной или нетрадиционной в зависимости от того, насколько часто она используется в практике данного ДОУ.
Психологами доказана зависимость усвоения материала от метода его сообщения. Процесс запоминания имеет свои особенности. При чтении лекции слушатели усваивают лишь пятую часть информации, при использовании наглядного материала, технических средств, при проведении дискуссий – до половины, а при разработке конкретных ситуаций – почти всю информацию. Кроме того, если слушатели воспринимают не готовый материал, а открывают новое, информация становится их собственной позицией, которую они поддерживают и реализуют в педагогической практике.
Сегодня существует и множество других нетрадиционных форм работы с педагогами : конференция, гостевой обмен опытом педагогов (ГООП, день профмастерства, эстафета педмастерства, работа творческой группы (микрогруппы, школа молодого педагога (школа ППО, школа дошкольных наук, фестиваль, мастер-класс, «круглый стол», брейн-ринг, педагогический ринг (турнир, брифинг, мозговой штурм, КВН, дискуссия, диспут, вечер вопросов и ответов, викторина, творческая гостиная (педагогическая гостиная, аукцион, устный журнал, смотр-конкурс и другие. Педсовет, совещание, семинар, практикум, семинар-практикум, консультация, методическая (тематическая) выставка, взаимопосещение, коллективный просмотр, работа по единой методической теме, анализ педагогических ситуаций и задач всё чаще проводятся в нетрадиционной форме.
Формы методической работы отбираются с учётом категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа работы, образования. Но прежде, чем использовать какую-либо форму работы, следует познакомить педагогов с особенностями её организации. Для этого рекомендуется иметь в методическом кабинете картотеку форм работы с педагогическими кадрами, чтобы каждый педагог, особенно начинающий, мог изучить методику организации той или иной формы работы (Приложение 1).
Так, например, с помощью нетрадиционных форм работы с педагогами, мы впервые решили провести работу по поставленной годовой задаче в 2011-2012 учебном году – «Подвижная игра как средство развития ловкости у детей дошкольного возраста».
В связи с тем, что на сегодняшний день не существует единой диагностики профессиональной компетентности педагогов, мы создали диагностические материалы и разработали ход диагностики : анкетирование воспитателей ДОУ для изучения их квалификации, наблюдение за педагогическим процессом, опрос родителей с целью выявления профессионализма педагогов, а также анализ календарных планов. По результатам диагностических заданий мы заполнили индивидуальные диагностические карты профессиональной компетентности 6-ти воспитателей по вопросам физического воспитания дошкольников и определили итоговый уровень профессиональной компетентности каждого педагога.
По анализу календарных планов приходится констатировать, что педагоги планируют, реализуют работу по развитию физических качеств в целом, но не уделяют внимания их совершенствованию. При этом специально организованной работы в детском саду не проводится, игры не используются как средства развития этого качества. Возможности прогулки в развитии ловкости дошкольников в ходе организации подвижных игр также не отражены в календарных планах.
Результаты диагностики позволили спланировать систему разнообразных форм работы с воспитателями.
Формы методической работы были отобраны с учётом категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа работы, образования.
При планировании мероприятия в системе работы ДОУ определили последовательность использования разнообразных форм с указанием тем мероприятий, целей, сроков проведения и ответственных за исполнение. Конечно, мы познакомили педагогов с планом мероприятий, составили списки рекомендуемой литературы для организации самостоятельной подготовки педагогов к некоторым мероприятиям, а также продумали оформление помещений, создание методической и материально-технической базы (составление методических рекомендаций, тезисов, создание методических материалов, подбор методической литературы, ТСО, изготовление схем, карточек и т. д.).
Внедряли систему разнообразных форм работы с педагогами соответственно плану при условии высокой познавательной активности воспитателей и проявления у них интереса к данной проблеме. Полагали, что после участия воспитателей в выше описанных мероприятиях, большинство педагогов покажут мастерский уровень профессиональной компетентности, а педагогов с критическим уровнем не будет.
Последовательность форм определялась нами в соответствии с темой и целью мероприятий и в зависимости от умений и навыков педагогов. Для достижения цели мы подобрали разнообразные формы работы с педагогами : брифинг, экспресс-консультация, семинар с использованием активных методов, неделя творчества, открытое мероприятие, тематическая выставка.
Внедрение системы нетрадиционных форм работы с педагогами по началу было сопряжено с некоторыми трудностями. Подготовка к первому же мероприятию – брифингу – вызвала массу проблем и затруднений со стороны воспитателей. Мы всячески помогали им и поддерживали любую активность. В итоге брифинг состоялся. С организацией каждого последующего мероприятия напряжение в коллективе спадало, появлялся интерес к проблеме, познавательная активность возрастала.
Итогом работы можно считать проявление творчества воспитателей при участии в неделе творчества, проведении открытого мероприятия и организации тематической выставки.
В разных формах методической работы воспитатели должны были занять активную субъектную позицию. Обратная связь, откровенный обмен мнениями, анализ конкретных ситуаций позволили заинтересовать воспитателей, создать в коллективе положительный психологический микроклимат. В результате организованной нами методической работы уровень профессиональной компетентности педагогического коллектива по вопросам развития ловкости детей значительно вырос, то есть использование в ДОУ разнообразных форм работы с педагогами является эффективным средством повышения их профессиональной компетентности в вопросах развития ловкости посредством подвижных игр, организуемых на прогулках.
Чтобы выяснить, насколько были эффективны использованные формы работы с педагогами ДОУ в повышении уровня их профессиональной компетентности в вопросах развития ловкости дошкольников, мы организовали тематическую проверку «Эффективность использования подвижных игр, организуемых на прогулках для развития ловкости у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ». В ходе проверки мы проанализировали планы педагогов, организовали наблюдение педагогического процесса, смотр оборудования в группе для развития ловкости и родительских уголков.
Таким образом, методическая работа с педагогическим коллективом является важным средством повышения их профессиональной компетентности в вопросах развития ловкости у дошкольников при условии подбора и внедрения системы разнообразных форм работы с педагогами.
Наше исследование не претендует на исчерпывающую полноту решения проблемы и позволяет наметить дальнейшие пути её реализации. Так, например, было бы интересным изучить возможности использования в ДОУ разнообразных нетрадиционных форм работы с педагогами с целью повышения их профессиональной компетентности в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников; трудового и т. д.