Ольга Князева
Актуальность формирования элементарных математических представлений у детей
▼ Скачать + Заказать документы
С самого раннего возраста начинается всестороннее воспитание будущих граждан современного общества. Реализация этой ответственной задачи возложена на дошкольное образование. Воспитательный процесс, осуществляемый в дошкольных организациях, направлен на умственное, физическое, трудовое, нравственное и эстетическое воспитание детей.
Одной из важнейших задач дошкольного возраста является развитие различных способностей ребенка, в том числе и математических. Умение абстрактно мыслить, анализировать, делать умозаключения формируется на протяжении всего детства, но дошкольные годы играют наиболее важную роль в этом процессе. Уже в детском саду много внимания уделяется знакомству с цифрами и числами, развитию устных навыков счета, решению простейших математических задач, измерению различных величин по вопросам математического развития детей дошкольного возраста отражают и проблему готовности ребенка к школе. Главная особенность состоит в том, что задания предлагаются в игровой форме.
Публикация «Актуальность формирования элементарных математических представлений у детей» размещена в разделах
Игра - основной вид деятельности дошкольников и является самой привлекательной деятельностью для детей, так как в ней они ощущают свободу. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. В развивающих играх и упражнениях у дошкольников создается интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение.
Особое внимание по формированию элементарных математических представлений следует уделять индивидуальной работе с детьми.
Если в игре ребёнок, действуя с предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребёнка бездействует.
Поэтому очень полезны игры, в которых дети действуют: собирают, разбирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т. д.
Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию.
Особенностью развития дошкольников является то, что его восприятие носит предметный характер, т. е. все свойства предмета : например цвет, форма, величина не отделяются у ребёнка от предмета. Он видит их слитно с предметом и считает нераздельно принадлежащим ему. Поэтому основной заботой взрослых является накопление детьми опыта практических действий с предметами.
Все родители заинтересованы в том, чтобы их дети хорошо учились и как можно лучше усваивали большой объём знаний. Поэтому необходимо использовать развивающие игры, так как в процессе игры ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает внимание, память, мышление. Обучая детей в процессе игры, нужно стремиться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость обучения.
В качестве наглядного материала в процессе организованной образовательной деятельности используется иллюстрации и плакаты, дидактический материал, развивающие игры и упражнения с учётом возрастных особенностей детей. Поскольку все дети обладают своими свойственными качествами и уровнем развития. Каждый ребёнок должен продвигаться вперёд своим темпом и с постоянным успехом!
В любом возрасте дети очень любят смотреть мультфильмы и телепередачи с веселыми и интересными персонажами, поэтому при формировании математических представлений, этот вид деятельности является очень эффективным. Например, познавательный цикл «Уроки тётушки совы».
Работа по формированию элементарных математических представлений у дошкольников должна осуществляться систематически и последовательно включаться во все этапы жизнедеятельности детей. При одевании на прогулку, уточняем цвет одежды, считаем девочек и мальчиков. На прогулке играем в подвижные игры, словесные игры («Противоположности», «Считаем парами», игры с мячом («Отбивание мяча под счёт», «Съедобное – несъедобное», «Я начну, а ты продолжи» и т. д.) . Проводим опыты и наблюдения. Закрепляем знания о временах года, частях суток, величине предметов (дерево высокое, а кустик низкий).
Проблему формирования математических представлений у дошкольников в разные периоды изучали известные ученые педагоги, методисты Л. А. Венгер, А. М Леушина, Т. А. Тарунтаева, А. В. Белошистая, Ж. Пиаже, П. С. Сагымбекова, Н. И. Пустовалова и др.
Результаты научных исследований показали, что для успешного обучения математике дошкольников необходима связь с окружающей жизнью и использование таких средств, которые позволяли бы проявлять интерес к изучаемому предмету. Многие исследователи (Н. Я., Большунова Т. А., Шорыгина Т. И. Ерофеева и др.) искали эффективные методы и средства по формированию математических представлений у детей, которым и была включена сказка.
В своих работах они отмечали, что усвоение элементарных математических представлений должно происходить непринужденно для детей, поэтому математику лучше преподносить на знакомом им материале, например с помощью сказок, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Во многих сказках математическое начало находиться на самой поверхности. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.
Мир детства невозможно представить без сказки. «Сказка выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребёнка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого», – писал А. В. Запорожец.
Дети любят решать задачи. В задачах дошкольники знакомятся с арифметическими числами, математическими понятиями, действиями сложения и вычитания, учатся анализировать, рассуждать, выполнять умственные операции, доказывать.
Задачи-сказки развивают у детей не только мыслительные процессы, но и учат их воображать, фантазировать. Слушая задачу, ребенок живо представляет себе сказочную ситуацию, вживается в динамику происходящих событий и в то же время учится усидчивости и терпению, тренирует внимание, умение дослушать до конца, так как неизвестно, какой будет задан вопрос в конце. Вопросы в задачах разные, касаются не только количества, но и закрепляют знания ребенка о форме, цвете, размере, качестве, величине, пространстве и времени.
В математических задачах-сказках используются самые разнообразные сюжеты, жизненные ситуации, в которых описываются действия с предметами окружающей действительности: цветы, деревья, животные, птицы, насекомые, грибы, одежда, транспорт, игрушки, овощи, фрукты и, конечно же, сказочные герои. Слушая такие задачи-сказки, решая их, дошкольники проявляют к ним большой интерес, пробуют самостоятельно сочинять аналогичные, а главное – понимать, что считать можно всегда, везде и всё-всё-всё, что нас окружает.
Используя сказки в процессе обучения математике, основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.
Математика отражается и в творческой продуктивной деятельности: рисовании, аппликации, лепке, как закрепление полученных знаний.
При рисовании частей туловища животных, птиц идёт закрепление названия геометрических фигур, также в аппликации при вырезывании круга, овала мы закрепляем названия квадрата, прямоугольника. Задание является чисто математическим, но всегда есть возможность для творческого проявления индивидуальности самого ребёнка. К четырём годам у детей резко возрастает творческая активность в самых разнообразных областях и чтобы стимулировать этот процесс, их знакомят с разнообразными играми и упражнениями на развитие воображения: «На что похоже?», «Дорисуй» .
Психолог Л. С. Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли». Поэтому обучение дошкольников, основанное на использовании специальных обучающих игр,- это путь, ведущий к ускорению интеллектуального развития.