Юлия Кауткина
Проект модели предметно-пространственной среды для формирования элементарных математических представлений в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Развивающая предметная среда - это совокупность природных, социальных и культурных предметных средств, удовлетворяющих потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности.
Публикация «Проект модели предметно-пространственной среды для формирования элементарных математических представлений в ДОУ» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Оформление детских садов
- Проекты, проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Что же такое развивающая математическая среда? Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать «естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами»
При создании предметной развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:
- полифункциональности среды : предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.
- трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).
- вариативности, сообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметной развивающей среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.
Развивающая математическая среда – единство специально организованного образовательного пространства и внеобразовательной сфер, которое способствует математическому развитию дошкольника, развитию способности самостоятельно и творчески мыслить.
Математика играет огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка. Это один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. А детство невозможно представить без песен, считалок, загадок, игр.
Поскольку игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, именно игровой подход к изучению предмета математики является наиболее приемлемым. Игра, как способ познания, способствует развитию активного воображения, запоминания, закладывает основы логики, и задача педагога – максимально использовать это свойство игры. Подбор игрового материала существенно влияет на игру. О математике можно говорить на основе любого материала. Диапазон его достаточно широк – от игрушек, копирующих реальные предметы до неоформленного материала в виде всевозможных палочек, листочков, бумажек, лоскутков, тряпочек, веревочек, ниточек, кусочков пластилина, коробок и другого.
Заинтересует детей и специально обустроенная комната занимательной математике, в которой проходят занятия и служит развивающей математической средой.
На стенах – плакаты, таблицы, предоставляющие детям для восприятия и изучения одновременно весь числовой ряд без ограничений, тем самым не ограничивая его. Лаконичность и простота оформления комнаты дает возможность погружения в сказочную ситуацию, чудесные превращения. Сменяющие друг друга времена года, путешествия по земному шару, полеты в космос и погружения в пучину океана – что только не переживает ребенок в стенах «Математической комнаты».
Проживание ребенком игровых ситуаций в предлагаемых педагогом обстоятельствах способствует глубокому запоминанию образов математических объектов, понятий и законов поведения. Каждое возвращение к ним в дальнейшем рождает новые смыслы и образы, обнаруживает новые закономерности, переводит глубину понимания их на новый уровень. Появление новых смыслов, обнаружение закономерностей и взаимосвязей с системой усвоенных ранее знаний становится своеобразным открытием. Это явление становится для ребенка значимым и побуждает его к самостоятельным действиям, к игре. Ребенок создает свои собственные математические модели, свое понимание математики.
Важно для каждого ребенка найти в т развивающей среде то, что затронет и заинтересует, пробудит и позовет к познанию, не оставит никого равнодушным.
Исходя из представленной модели, мы можем сделать вывод, что при проектировании предметно-развивающей среды, связанной с математическим развитием дошкольников, необходимо уделять внимание таким компонентам как пространство, время, предметное окружение. Каждый этот компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.
При этом мы должны помнить, что личность формируется в деятельности и эффективность влияния предметно-развивающей среды на математическое развитие ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Среда должна выступать субъектом развития ребенка. Математическое содержание игровой деятельности при взаимодействии с предметно-развивающей средой способствует формированию у детей способности свободно ориентироваться в пространстве и времени, развитию самооценки, самоконтроля, самостоятельности, формированию навыков самоорганизации, самопознания, самовыражения, которые помогут им легко адаптироваться к дальнейшей ступени образования.