Марина Гусева
Проект «Театрализованная деятельность в режимных моментах» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Кургана «Детский сад №132 «Лесная сказка»
ПРИНЯТ УТВЕРЖДАЮ
На заседании педсовета Заведующий МБДОУ №132 «Лесная сказка»
«___»___2016г. ___Л. Н. Лисихина
Протокол №___ «___»___2016 г.
ПРОЕКТ
«Театрализованная деятельность
Публикация «Проект „Театрализованная деятельность в режимных моментах“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Режимные моменты в детском саду
- Старшая группа
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
для детей старшего дошкольного возраста
Разработала воспитатель: Гусева М. А
Курган 2018
Пояснительная записка
«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое»
(Л. С. Выготский)
В настоящий момент актуальным, является разнообразное использование театрального творчества дошкольников. Ведь театр привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. – но оживших, которые двигаются, говорят и, поэтому стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно все возможно. Театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Сплочение коллектива группы, расширение культурного диапазона воспитанников и родителей, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через использование театрализованной деятельности в различных режимных моментах. Театральное творчество помогает не только воспитывать, но и обучает с помощью игры, т. к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности.
Использование театрализованной деятельности в режимных моментах позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся всех областей. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Вид: методическая разработка.
Участники: дети старшей группы, воспитатели и родители.
Цель: реализовать через театрализованную деятельность современные требования к организации образовательного процесса ДОУ, формировать у детей культурные ценности, способствовать развитию интеллектуальных, личностных и физических качеств.
Задачи по образовательным областям:
ОО «Социально – коммуникативное развитие»
1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
ОО «Познавательное развитие»
1. Расширять представления детей о театре.
2. Формировать у детей культуру поведения в театре, познакомить с различными видами театра.
3. Развивать познавательный интерес, находчивость, воображение, фантазию.
ОО «Речевое развитие»
1. Обогащать и активизировать словарь детей, учить навыкам общения и коллективному творчеству.
2. Способствовать развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей.
3. Упражнять детей в умении драматизировать знакомое произведение в небольших сценках, согласовывать слова и действия персонажа.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
1. Воспитывать интерес к театральной деятельности, нравственно-эстетические и этические чувства.
Ожидаемые результаты:
1. Сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Стремиться к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.
2. Создание в группе условий для разнообразной театрализованной деятельности.
3. Привитие интереса к различным видам театра.
4. Развитие внимания, произвольности, памяти, восприятия, речи.
5. Совершенствование моторики.
6. Развитие коммуникативных и навыков совместной деятельности.
Этапы реализации
Подготовительный этап
Содержание работы Сроки
Изучение литературы по теме. Разработка, постановка цели и задач проекта. Июнь
Подбор наглядного, дидактического материала, дидактических, подвижных игр согласно комплексно – тематического принципа планирования. Создание картотеки театрализованных игр.
Июнь – июль
Подбор информации для родителей: наглядно – текстовая информация, консультации, рекомендации и т. д. Август
Основной этап
Тема Сроки Методический приём Цель
«День знаний»
4 неделя августа – 1 неделя сентября 4 неделя августа Знакомство с понятием театр : (показ
слайдов, картин, фотографий). Виды театров
(музыкальный, кукольный, драматический, театр
зверей и др.) Дать детям представление о театре;
расширять знания театра как вида искусства;
познакомить с видами театров; воспитывать
эмоционально положительное отношение к
театру.
1 неделя сентября Дидактическая игра «Театр настроения». Игра на закрепление эмоций: интерес,
радость, удивление, вина, печаль, гнев,
отвращение, страх.
Различать и сравнивать эмоциональные
ощущения как свои, так и других детей.
Работа с родителями Анкетирование «Любите ли Вы театр?», «Любит ли фантазировать Ваш ребенок?»
«Осень»
2-4 неделя сентября 2 неделя
сентября Сюжетно – ролевая игра «Мы пришли в театр». Познакомить с правилами поведения в
театре; вызвать интерес и желание играть
(выполнять роль «кассира», «билетера»,
«зрителя»); воспитывать дружеские
взаимоотношения.
3 неделя сентября Беседа «Какие вы знаете
театральные профессии (художник,
гример, парикмахер, музыкант,
декоратор, костюмер, артист)» Формировать представления
детей о театральных профессиях;
активизировать интерес к театральному
искусству; расширять словарный запас.
4 неделя сентября Игра «Веселый Старичок - Лесовичок» Учить пользоваться разными интонациями.
Работа с родителями Совместная работа с детьми «Театр овощей»
«Я вырасту здоровым»
1-2 неделя октября 1 неделя октября Знакомство детей с пальчиковым театром,
театром масок, театром теней. Дать представления детям об особенностях
данного вида театров.
2 неделя октября Игры на пальцах Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.
Работа с родителями Консультация для родителей: «Домашний театр как средство формирования взаимоотношений в семье»
«День народного единства»
3 неделя октября – 2 неделя ноября 3 неделя октября «Мы –артисты!» Беседа с детьми о костюмах
артистов театра, гриме и др.
Какую бы ты хотел сыграть роль? Чтение стихотворения А. Барто «В театре». Закрепить знания о театральной жизни
актеров за кулисами сцены, развивать
творческую фантазию у детей.
4 неделя октября
Игра «Загадки без слов» Развивать выразительность мимики и жестов.
1 неделя ноября Игра «Расскажи стихи руками» Побуждать детей к импровизации
2 неделя ноября Беседа
«Музыкальные театры».
Рассматривание и игра на
музыкальных и шумовых инструментах
Дать представление о разнообразных
жанрах музыкального театра, таких как “опера”,
“балет”, “мюзикл”, “музыкальная сказка”, обучение детей звуковому оформлению сценок
из сказок.
Работа с родителями Консультация «О роли родителей в развитие речи ребенка».
«Новый год»
3 неделя ноября – 4 неделя декабря 3 неделя ноября
Игры- этюды Развивать детское воображение. Обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.
4 неделя ноября (Театр на руке – перчаточный) Игра «Емеля». Учить обыгрывать литературный текст. Закреплять выразительные приемы создания образа своего героя.
1 неделя декабря Игра «Музыкальный диалог» Побуждать детей сочинять свой ответ, импровизируя мелодию
2 неделя декабря Игра-пантомима «Сугроб» Развивать выразительность мимики и жестов.
3 неделя декабря (Театр на руке – перчаточный)
Игра «Снегурушка» Способствовать развитию творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа своего героя.
Тренировать память, наблюдательность.
4 неделя декабря Путешествие по сказкам «Новогодняя карусель»
Воспитывать интерес к сказкам, развивать фантазию. Накапливать запас художественных произведений.
Учить детей владеть куклами марионетками.
Работа с родителями Консультация «Куклы перчатки»
«Зима»
1-4 неделя января 1 неделя января Игры на мышечное напряжение и расслабление
«Деревянные и тряпичные куклы» Оживлять фантазию и воображение, совершенствовать образные исполнительские умения.
2 неделя января Игра «Договорим то, чего не придумал автор» Развивать диалогическую и монологическую речь детей;
воспитывать коммуникативные качества.
3 неделя января Психогимнастика. Учить пользоваться интонациями,
произнося фразы грустно, радостно, сердито,
удивленно. Учить строить диалоги,
самостоятельно выбрав партнера. Воспитывать
выдержку, терпение, соучастие.
4 неделя января Игра «У зеркала». Ролевая гимнастика у зеркала. Совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.
«День защитника Отечества»
1-3 неделя февраля 1 неделя февраля
Игры – стихи «Самолет» Учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.
2 неделя февраля
Игра-пантомима «Я – защитник Родины» Развивать пантомимические навыки. Расширять знания о Российской армии, о службе в армии.
3 неделя февраля Игра «Солдаты» (пальчиковый игротренинг) Развивать двигательную способность, моторику, координацию движений, умение выполнять движения по тексту.
Работа с родителями Помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций.
«Международный женский день»
4 неделя февраля – 1 неделя марта 4 неделя февраля Игра «Гимнастика для язычка» Учить выразительности речи.
1 неделя марта Расскажи стихи с помощью мимики и жестов.
«Убежало молоко» (М. Боровицкая) Развивать пантомимические навыки у детей
«Народная культура и традиции»
2-4 неделя марта 2 неделя марта Игры на развитие выразительности и воображения «Цветок»,
«Танец розы» Научить детей владеть своим телом, свободно и непринуждённо пользоваться движениями своих рук и ног. Формировать простейшие образно-выразительные умения.
3 неделя марта Игра «Звонкие ладошки» Обратить внимание детей на характер хлопков в зависимости от музыки и образов. Учить умению хлопать тихо и громко, с размаху и держа руки близко одна к другой, передавать ритмический рисунок музыки, наполнять движение эмоциональным смыслом.
4 неделя марта Разыгрывание по ролям стихотворения И. Жукова «Киска» Побуждать детей к импровизации.
Работа с родителями Рекомендации "Посещение с детьми театра"
«Весна»
1-2 неделя апреля 1 неделя апреля Игра «Давайте хохотать» Развивать навыки импровизации и монологическую речь.
2 неделя апреля «Немой диалог» на развитие артикуляции Развивать пантомимические навыки.
«День Победы»
3 неделя апреля – 1 неделя мая 3 неделя апреля Игра «Моя Вообразилия». Развивать навыки импровизации, фантазию, творческое воображение.
1 неделя мая Игры на мышечное напряжение и расслабление «Крылья самолета и мягкая подушка» Научить будущих артистов выразительности, оживлять фантазию и воображение.
«Лето»
2-4 неделя мая
2 неделя мая Игры на развитие пластики. Развивать двигательную способность, моторику разных частей тела, координацию движений, умение выполнять движения по тексту.
3 неделя мая Этюд «Хвастливый заяц»
Развитие умения передавать характер с помощью движения, мимики, голоса.
4 неделя мая Разыгрывание по ролям стихотворения
«Кузнечик» А. Апухтина. Побуждать к активному участию в инсценировке.
Список используемой литературы
1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
2. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2006.
3. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М. : РОСМЭН, 2000.
4. Гончарова О. В. и др. Театральная палитра : Программа художественно-эстетического воспитания. – М. : ТЦ Сфера,2010.
5. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб. Речь, 2005.
7. Иванова Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М. : “Скрипторий 2003”, 2006.
8. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М. : Лепта-Книга, 2007.
9. Караманенко Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам. - М. : Просвещение, 1969.
10. Карпов А. В. Мудрые зайцы, или как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб. Речь, 2008.
11. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.
12. Лаптева Е. В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М. : Астрель, 2013.
13. Лебедев Ю. А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М. : ВЛАДОС, 2001.
14. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2001.
15. https://detsad-kitt.ru- ДЕТсад
16. https://www/ourkids.info
17. https://maam.ru
18. https://nsportal.ru/detskiy-sad/
19. https://www.doumarx.ru
20. https://www.dohcolonoc.ru
21. https://www.pippkro.ru