Наталия Якубовская
Современные здоровьесберегающие технологии с детьми старшего дошкольного возраста в режимных моментах
▼ Скачать + Заказать документы
Писатель Михаил Шолохов говорил, что оно «всему голова», выдающийся русский деятель Виссарион Белинский утверждал, что без него «невозможно и счастье», а народная мудрость гласит, что его «ни за какие деньги не купишь». Что же это? Здоровье!
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной. Это объясняется тем, что к детям предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. О здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.
Публикация «Современные здоровьесберегающие технологии с детьми старшего дошкольного возраста в режимных моментах» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Режимные моменты в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Детский возраст – время интенсивного формирования роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей человека. Родители должны быть заинтересованы в том, чтобы их дети выросли здоровыми, закаленными, сильными, успешными. Задача педагогов создать условия для формирования привычки к здоровому образу жизни, обучить их доступным двигательным умениям, сформировать целостное понимание здорового образа жизни. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы, в том числе систему здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Цель здоровьесберегающих технологийв дошкольном образовании : предоставить ребенку наиболее благоприятные психолого-педагогические условия воспитания, обучения для развития.
Здоровьесберегающие технологии, используемые мною в работе с детьми, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы : приобщение детей к физической культуре ииспользование развивающих форм оздоровительной работы. Для этого необходимы: профилактика болезней, укрепление здоровья, комплекс эффективных лечебно-профилактических мер на протяжении всего дошкольного возраста.
Определены следующие задачи:
• подобрать и систематизироватьматериалпофизкультурно-здоровительнойработе с детьмистаршего дошкольноговозраста;
• обогатить предметную развивающую средудляпроведениязанятий с детьми;
• разработать и оформить в видеинформационныхлистов, буклетов, папокматериалыдляродителей;
• формировать личность ребенка и развивать его двигательную активность.
В качестве здоровьесберегающей работы использую разные формы:
• физкультурные занятия, в том числе бассейн
• самостоятельная деятельность детей,
• подвижные игры,
• утренняя гимнастика,
• физкультминутки и динамические паузы,
• упражнения после дневного сна,
• физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами,
• артикуляционная, мимическая, пальчиковая, дыхательная гимнастики;
• гимнастика для глаз;
• прогулки в любое время года и погодные условия,
• физкультурные досуги,
• спортивные и музыкальные праздники.
На протяжении всего периода нахождения дошкольников в детском саду использую такие здоровьесберегающие образовательные технологии, как:
• медико-профилактические технологии;
• физкультурно-оздоровительные технологии;
• психолого-педагогические технологии;
• учебно-воспитательные технологии;
• технологии здоровьеобогащения педагогов и просвещение родителей;
• технологии сохранения и стимулирования здоровья;
• технологии обучения здоровому образу жизни;
• коррекционные технологии.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Включила в свою работу закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Но закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:
закаливающие мероприятия должны гармонично вписываться во все режимные моменты, проводиться систематически, должны учитываться индивидуальные и возрастные особенностей детей, состояние здоровья, длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.
Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ.
Были выбраны наиболее доступные формы закаливания:
• соблюдение температурного режима в течение дня;
• правильная организация прогулки и ее длительность;
• обтирание мягкой варежкой,
• соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учетом индивидуального состояния здоровья детей;
• выполнение дыхательной гимнастики после сна;
• нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;
• проведение утренней гимнастики на свежем воздухе;
• босохождение по дорожкездоровья.
Использование различных форм здоровьесберегающих технологий привело не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Проводимая мною работа с детьми повышает уровень знаний о деятельности организма человека в целом и отдельных его органов, формирует осознанное отношение к своему здоровью, развивает культурно - гигиенические навыки, способствующие сохранению здоровья, успешно формирует привычки здорового образа жизни.
Считаю, что главное - помочь детям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Созданная предметно-развивающая среда в группе приводит к формированию потребности у детей вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих.
В результате формирования здорового образа жизни через систему здоровьесберегающих технологий у детей формируются осознанное отношение к своему здоровью и привычки здорового образа жизни.
Таким образом, знания, умения и навыки здорового образа жизни, заложенные в детском возрасте, становятся прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
Восточная мудрость гласит: «Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам». Задача педагогов – научить детей покорять эту вершину.