Анастасия Колотий
Мастер-класс для педагогов к августовской конференции «Конспект НОД по развитию речи детей в режимных моментах»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я вам представляю мастер-класс, направленный на развитие речи детей в режимных моментах. Цель мастер класса : поделится опытом организации режимных игр в течение дня.
Публикация «Мастер-класс для педагогов к августовской конференции „Конспект НОД по развитию речи детей в режимных моментах“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
Дошкольный возраст – это период интенсивного роста и развития ребёнка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключением, ведь ребёнок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Ни для кого не секрет, что современные дети увлечены компьютерными и телефонными играми, а взрослые в силу своей занятости уделяют недостаточно времени вопросу развития речи детей. Как итог, не каждый ребенок умеет связно высказать свою мысль, составить короткий рассказ.
Поэтому на нас с вами лежит большая ответственность по решению задач развития речи детей дошкольного возраста. Это работа проводится в течение дня в режимных моментах. Куда включаются, дидактические игры по развитию речи, занимательные, фонетические, лексические, грамматические упражнения.
Сейчас мы переходим к практической части мастер-класса и я предлагаю вам поиграть, побыть в роли детей. Я буду задавать вопросы, давать задания, а за правильные ответы вы получите цветные лепестки.
- Обратите внимание, перед вами изображен цветок, но чего то в нем не хватает? (Лепестков)
- За активное участие, ваш цветок будет получать лепесток. День начинается с утреннего приёма. Во время утреннего приёма, можно поговорить с ребенком о его настроении, семье, домашнем адресе, работе родителей, любимой игрушке. Всё это происходит в ненавязчивом диалоге ребенка и воспитателя.
- Посмотрите к нам пришел гость. Кто это?
- Давайте поближе познакомимся с ним. Котенка зовут Мусик.
- А теперь, коллеги, назовите свои имена нашему другу. Полным предложением. Например, меня зовут Анастасия. А вас как зовут?
- А как называют маму котёнка, папу? Отвечайте полным предложением. Маму кота называют кошка.
- Чем питается котик? -А как можно назвать ласково нашего друга? (котенок. котовский, котофей, котейка, котеночек, котька, котенька, котюленька, котюшечка, котенёнок, котенюшка).
1. Возьмите по одному лепестку и приклейте к изображению.
Побеседовав с детьми, мы идем на утреннюю зарядку. Наряду с традиционной зарядкой, используем комплексы с проговариванием четверостиший, а так же применяем элементы артикуляционной гимнастики. (комплекс специальных упражнений для развития речевых органов)
После вводной ходьбы, бега, перед основными упражнениями мы включаем 2-3 упражнения для развития губ, языка, нижней челюсти. Давайте поиграем.
Первое упражнение "Прятки" – плотно сжимаем губы и медленно растягиваем губы в улыбку.
Второе упражнение «Чистим зубки». Кончиком языка чистим верхний ряд зубов, а теперь нижний ряд
Третье упражнение "Футбол" – упираемся языком в щеки по очереди
2. Молодцы, возьмите еще по одному лепестку.
Далее во время умывания перед завтраком, мы с детьми проговариваем с потешки.
Перед вами лежит текст потешки, вместе со мной проговарием слова и моем руки.
1. Ладушки, ладушки, 2. Теплою водою
Моем с мылом лапушки. Чисто руки мою.
Чистые ладошки, Кусочек мыла я возьму
Вот вам хлеб и ложки. И ладошки им потру.
3. Молодцы, возьмите еще по одному лепестку.
Во время дежурства по столовой я привлекаю внимание детей к посуде, которую расставляют на стол, дети рассматривают и называют ее форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, количество ее на столе. Дежурство по столовой.
- Выйдите ко мне, пожалуйста, 2 человека, вы будете в роли детей расставлять посуду, а ваши коллеги послушают нашу беседу. Я буду задавать вопросы, а вы постарайтесь ответить полным предложением.
• Какую посуду ты расставляешь? – Нужно ответить так: “Я расставляю тарелки”
• Куда ты ставишь тарелки?- Тарелки я ставлю на стол.
• Какие у тебя тарелки: глубокие или мелкие?- У меня глубокие тарелки.
• Какой формы твои тарелки?- Тарелки круглой формы.
• Какого цвета тарелки?- Тарелки белого цвета.
• Из какого материала сделаны тарелки?- Тарелки сделаны из фарфора.
• Сколько тарелок на одном столе?- На столе две тарелки.
• Как ты с ними обращаешься?- Ставлю осторожно на стол.
• Почему нужно ставить их осторожно? Что с ними случается, когда они падают? – Тарелки могут разбиться.
• А что кладешь на стол ты?- Я кладу ложки и вилки.
• С какой стороны от тарелки ты положишь эти приборы?- Я положу ложки с правой стороны.
• Скажи мне все, что можно сказать про ложку, какая она? Ложка тяжелая, металлическая, блестящая и др.
4. Молодцы, присаживайтесь на свои места, возьмите все по лепестку.
Реализовать задачи речевого развития можно во время физкультуры, игр на прогулке, индивидуальных занятиях с детьми, гимнастики после сна, образовательной деятельности
Перед обедом, перед полдником, мы с детьми играем в речевые игры. Так как у нас разновозрастная группа, от 4 до 6 лет, есть дети, которым уже 6.5 лет и более, с ними играем в звуковые игры.
- Сейчас мы с вами подберем слова на заданный звук, который находится в начале слова. Я задаю любой гласный звук из четырех (а,о,у,и). А вы подберите слова.
- Звук [А], давайте перечислим слова, начинающиеся с данного звука. (азбука, ананас, ангел, антенна, абрикос, август, авоська, автомобиль, автомат)
- Звук [О], давайте перечислим слова, начинающиеся с данного звука. (оазис, ободок, обед, обезьяна, обида, обои, овощи, овца, овчарка)
- Звук [У], давайте перечислим слова, начинающиеся с данного звука. (уазик, уважать, уголь, удав, удача, удод, удочка, уж)
- Звук [И], давайте перечислим слова, начинающиеся с данного звука. (ива, иголка, икра, идол, изба, известь, иллюзия, имбирь, искусство, история)
5. Молодцы, вы все назвали слова, возьмите по лепестку.
Возвращаюсь к сказанному мной ранее, дети любят компьютеры, телефоны, уделяя им много своего времени и внимания. Мы проводим мультимедийные занятия по развитию речи при помощи компьютерной программы «Домашний логопед».
- Коллеги, посмотрите на экран, сейчас мы с вами поиграем в интересную игру! Каждая из вас по очереди, будет подходить ко мне. Нужно нажать на любую кнопку вопрос, вы услышите, какой либо знакомый звук, например мяуканье, шелест листьев, А в левой части вы увидите две картинки подсказки, одна из них является верной иллюстрацией звука. Нужно при помощи мышки, перетащить верную картинку на нужную кнопку вопрос.
6. Молодцы, спасибо вам, вы все справились с моими заданиями. Возьмите по лепестку и приклейте к аппликации.
- Уважаемые коллеги, посмотрите на аппликации и скажите, какой цветок у нас получился? Цветик-семицветик из сказки В. Катаева. А получился он благодаря нашим стараниям. Пусть же он выполнит самые заветные желания каждого из вас. Теперь вернемся к цели, удалось ли нам ее выполнить? Я считаю, что цель мастер-класса мы с вами выполнили.
В заключении хочу отметить, в процессе продуманных и хорошо организованных речевых упражнений в течении всего дня у детей формируется грамматический строй речи, обогащается словарный запас, развивается связная речь. Отрабатывается дикция и звуковая культура речи. Важно чтобы эта работа была систематичной и последовательной.