Светлана Мартынова
Использование музыки в режимных моментах в группе детей раннего возраста ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
С древнейших времен люди использовали музыку и другие виды искусства в качестве лечебного средства воздействия на человека. «Все виды искусств служат величайшему из искусств, - говорил Бертольд Брехт, - искусству жизни на земле».
Так, в работах первого общепризнанного теоретика музыки, древнегреческого философа Пифагора ученые нашли описание того, каким образом можно влиять при помощи музыки на эмоциональное состояние человека. По свидетельству одного из пифагорейцев Ямвлиха, оставившего нам трактат «Жизнь Пифагора», Пифагор, считая, что на людей лучшей всего влиять через их органы чувств, «сделал музыкальное воспитание главным, прибегая к некоторым мелодиям и ритмам, посредством которых излечиваются человеческие нравы и страсти и устанавливается изначальная гармония душевных сил».
Публикация «Использование музыки в режимных моментах в группе детей раннего возраста ДОУ» размещена в разделах
Учитывая огромное влияние музыки на человека, приходим к выводу о том, что чем раньше ребенок соприкоснется с музыкальным искусством, тем лучше для его развития. Особенно важен период от рождения до трех лет еще и потому, что именно в этом возрасте закладываются «психологические основы обучения», по мнению многочисленных исследований ученых всего мира. Если упустить этот момент, то утрачиваются стартовые возможности ребенка и, как результат, тормозится и сдерживается музыкальное развитие малышей, угасают потенциальные возможности.
Случается так, что музыкальная деятельность в детском саду ограничивается традиционными видами организации детей и заканчивается на пороге музыкального зала. Важно, чтобы музыка звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями. В этом неоценимую помощь музыкальному руководителю оказывает воспитатель. Он помогает разучивать с детьми движения к пляскам и хороводам, поет песни, побуждая детей к подпеванию, играет с ребятами в музыкальные игры в группе в свободное время, принимает активное участие в подготовке и проведении праздников, музыкальных развлечений.
В каких же режимных моментах и в образовательной деятельности детей дошкольного возраста может звучать музыка?
-Утренняя гимнастика;
- НОД;
- Одевание и уход с прогулки;
- Мытье рук;
- Уборка игрушек;
- Подготовка к занятиям;
- Подготовка ко сну (засыпание);
- Пробуждение (подъем);
-Повторение песен и хороводов.
Следует помнить, что неправильно подобранная музыка будет оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка.
Поэтому воспитатель при выборе музыкального материала должен непосредственно консультироваться у музыкального руководителя.
В связи с этим были разработаны рекомендации для воспитателей по использованию музыки в режимных моментах, а также в непосредственной образовательной деятельности.
Рекомендации по использованию музыки в режимных моментах и
в образовательной деятельности детей раннего возраста.
1. В группе в музыкальном уголке, помимо детских музыкальных инструментов, предлагаю поставить небольшой магнитофон и аудиотеку под названием «Музыкальная аптечка», в которой собраны музыкальные произведения разных жанров: классическая и современная музыка, детские песни. Основываясь на работе современного немецкого музыковеда и музыкального терапевта Кристофера Рюгера, а также известных отечественных музыкальных терапевтов Элькина Владимира Михайловича, Петрушина Валентина Ивановича, которые занимаются арттерапией шедеврами искусства, предлагаю использовать музыкальные произведения для нормализации эмоционального состояния детей. А именно, прослушивание ребятами таких музыкальных произведений, которые вызывали чувство спокойствия, умиротворения (например, перед сном) или наоборот бодрили (например, утром, во время приема детей, в зависимости от ситуации, в ходе режимных процессов. Список произведений, рекомендованных для прослушивания, будет приведен ниже.
2. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон предлагаю воспользоваться помимо мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, прослушиванием звуков природы (голоса птиц, шум морских волн, журчание ручейка и т. д.). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются. Хорошо использовать CD диски «Реабилитация звуками природы», воспроизводящими фрактальный, «мягкий» звук, с одновременным воспроизведением лечебного фликкера – шума. Данная инновационная техника предложена Синкевичем Владимиром Антоновичем, к. ф. н., членом Межрегиональной Ассоциации музыкальных психологов и музыкальных психотерапевтов, директором общественной психоакустической лаборатории «Русский звук» в г. Санкт-Петербург.
3. Пробуждению детей после дневного сна поможет: тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.
4. Музыка должна быть фоновой, т. е. музыка, звучащая "вторым планом", без установки на осознанное восприятие, на занятиях и в свободной деятельности. Степень звучания «не громко». Музыка не должна давить (на уши) и вызывать дискомфорт.
5. В детском саду музыка может звучать в течение всего дня. Но это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.
6. Музыкальные произведения следует чередовать каждые 2–3 недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2–3 месяца.
7. Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей и должна определяться самим воспитателем.
8. Для детей раннего возраста лучше подойдет стилизованная музыка, т. е. музыка, где аранжировка сделана специально для малышей, например, СD «Моцарт для малышей».
9. Хорошо использовать музыку не только как средство терапевтического воздействия, но и как метод обучения каким-то навыкам: мытью рук, одеванию на прогулку, уборке игрушек. Это так называемые «Песенки дня». В процессе режимных процессов очень хорошо, когда воспитатель не просто рассказывает правила (например, мытья рук, но сопровождает этот момент пропеванием песенки - правила.
Песенка «Моем ручки» (автор Т. В. Ермолина)
Моем ручки чисто, чисто мы всегда, да, да, да!
Дружим мы с тобой водичка, да, да, да!
Песенка «Одеваемся на прогулку»
Любим сами одеваться, на прогулку собираться.
Песенка «Возвращение с прогулки»
Мы с прогулки в сад идем, вместе песенку поем.
Вот и коврик на пороге, вытираем чисто ноги.
Вот да! Чистота! Вот да! Чистота!
Вытираем ноги! Прямо на пороге!
Вот да! Чистота! Вот да! Чистота!
Руководствуясь данными рекомендациями, было составлено расписание звучания музыки в режимных моментах, а также подобран перечень музыкальных произведений фоновой музыки. Он является примерным и может варьироваться воспитателем с учетом его музыкального вкуса.
Расписание звучания фоновой музыки в режимных моментах.
Режимные моменты Преобладающий эмоциональный фон
Утренний прием
Настрой на занятие
Подготовка ко сну
Подъем
Радостно-спокойный
Уверенный, активный
Умиротворенный, нежный
Спокойный, оптимистично-просветленный
Примерный музыкальный репертуар
Релаксирующая (расслабляющая) : К. Сен-Санс. "Карнавал животных", Ф. Шуберт "Вечерняя серенада", Г. -Ф. Гендель. "Музыка на воде".
Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение) В. Моцарт. "Маленькая ночная серенада", Э. Григ. "Утро", И. - С. Бах. "Шутка", И. Штраус. "Весенние голоса".
Успокаивающая (умиротворяющая) М. Глинка. "Жаворонок", А. Лядов. "Музыкальная табакерка", К. Сен-Санс. "Лебедь", Ф. Шуберт. "Серенада", П. И. Чайковский. "Вальс цветов"
Невозможно переоценить роль музыки в процессе образовательной деятельности, как познавательного, эстетического, так и двигательного цикла. Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приводит к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому. Например, засыпание, подъем и т. д. При этом происходит переключение внимания на приятный для слухового восприятия раздражитель и достигается состояние психологического комфорта.
Грамотное использование музыки в образовательной деятельности и в режимных моментах не только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность всех систем организма, улучшить функционирование высших нервных процессов, но и позволяет повысить эффективность работы детского сада.