Приложение МААМ

Активизация словаря детей младшей возрастной группы

Амплеева Рахиля
Активизация словаря детей младшей возрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.

Публикация «Активизация словаря детей младшей возрастной группы» размещена в разделах

Для того чтобы раскрыть сущность и значение словарной работы с детьми, ее место в общей системе работы по развитию речи, обратимся к характеристике слова, его роли в языке и речи.

В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. В слове кодируется познавательный опыт.

Слово-основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление, морфологическую структуру. Все эти характеристики слова нужно учитывать при проведении словарной работы в детском саду. (А. М. Бородич).

Язык как средство общения – это, прежде всего язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлеченные понятия, выражаются чувства и отношения.

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

В речи слово живет в определенном значении и в соответствующем грамматическом оформлении; усваивать «просто слова», без их фонетической оболочки и грамматической формы, невозможно. Лексическим значением слова называют способность слова обозначать внеязыковую реальность: предметы и явления, отвлеченные понятия, действия, признаки предметов, признаки действий, числа, указания на предметы, признаки и числа.

Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л. С. Выготским, установившим, что ребенок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков к существенным. С изменением возраста изменяется полнота и правильность отражение им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности. Различают несколько степеней обобщения слов по смыслу.

Нулевая степень обобщения – имя собственное, название (имя) единичного предмета (Маша, Витя, бабушка, чашка, стол). Дети, начинающие говорить (конец первого – начало второго года жизни, усваивают слова, соотнося данное название только с конкретным предметом (нулевая степень обобщения) : для них мама, стульчик, мячик, ваза – это такие же имена собственные, как Витя, Маша.

Первая степень обобщения – имя нарицательное, т. е. общее наименование однородных предметов, действий, качеств. Например, мальчик, увидевший кошку с котятами и сказавший «кися - мама», уже понимает обобщающее значение слова мама; ребенок, Дети усваивают слова первой степени обобщения к концу второго года жизни.

Вторая степень обобщения- слова, обозначающие родовые понятия: мебель (это и стульчик, и стол, и шкаф, игрушка (это и мяч, и кукла, и кубик, фрукты (это и яблоко, и груша, и апельсин). Дети усваивают слова второй степени обобщения не раньше трех лет.

Третья степень обобщения- слова. Обозначающие родовые понятия для слов второй степени обобщения: растения (деревья, травы, лишайники); вещи (игрушки, посуда, мебель); плоды (овощи, фрукты, злаки); движение (бег, полет, плавание); цвет (белизна, синева). Дети усваивают смысл слов третей степени обобщения к пяти или шести годам.

Четвертая степень обобщения – слова, называющие предельные лексические обобщения: предметность, действие, состояние, признак, качество, количество, отношение. Если дети оказываются способными усваивать смысл слов четвертой степени обобщения, значит они уже подготовлены к изучению лингвистических понятий; в полной мере эта возможность появляется не раньше подростковой возрастной ступени.

Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре активном и пассивном.

Активный словарь- это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни. Значит, определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения. Нужно также постоянно помнить основную цель обучения родному языку: сделать для ребенка язык средством общения.

Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат. Перевод слов из пассивного словаря в активный, представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях.

Особенности в развитии словаря позволяют определить задачи словарной работы с детьми дошкольного возраста в детском саду :

1. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.

2. Обеспечить освоение, социально закрепленного содержания слов.

Решение этой задачи предполагает:

а) овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;

б) освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;

в) проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им;

3. Активизация словаря, т. е. не только знание слов, но и введение их в практику общения.

Особенности словаря детей и задачи словарной работы определяют принципы, на которых строится программа и методика словарной работы в детском саду [20]. Рассмотрим их:

1. Работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности. В структуре программ этот принцип реализуется таким образом, что содержание словарной работы включено в разделы, посвященные разным видам деятельности (труд, игра, занятия, бытовая деятельность).

2. Формирование словаря происходит одновременно с развитием

психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей; с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:

- Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.

- Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на

основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

- Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе

различения и обобщения предметов по существенным признакам

Публикации по теме:

Понимание речи и накопление словаря у детей второй группы раннего возрастаПонимание речи и накопление словаря у детей второй группы раннего возраста В возрасте 2-3 лет, дети с удовольствием слушают и разучивают стихотворные тексты небольшого размера, доступные по содержанию. Небольшие.

Развитие и активизация сюжетно-ролевой игры «Автобус» в младшей группеРазвитие и активизация сюжетно-ролевой игры «Автобус» в младшей группе Задачи: 1. Развитие сюжета. - Способствовать возникновению игры «Автобус» на основе наблюдений, из литературных произведений. - Выполнять.

Активизация словаря детей раннего возраста в режимных моментах. Конспект НОД по формированию КГН «Кукла Маша проснулась» Расима Асмандиярова Активизация словаря детей раннего возраста в режимных моментах. Возраст детей: 1-2 года Одним из пяти направлений.

Картотека дидактических игр на активизацию словаря и развитие связной речи для второй младшей группы «ВЫПОЛНИ КОМАНДУ» Цель: Развивать внимание, умение выделять признаки предмета. Определенной группе детей предлагается выполнить какое-либо.

Конспект НОД по «Знайка в гостях у детей» в младшей возрастной группе Конспект непосредственно образовательной деятельности Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под ред.

Виды музыкально-дидактических игр для детей младшей возрастной группы Назарова Н. В., музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №18 Приморского района Санкт-Петербурга МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

Перспективный план образовательной деятельности с детьми первой младшей группы по развитию словаря Задачи: 1. Расширение и активизация словаря детей названиями объектов живой природы: растений, животных: домашних животных и их детёнышей,.

Представление педагогического опыта по теме «Активизация словаря детей раннего дошкольного возраста» Представление педагогического опыта по теме: «Активизация словаря детей раннего дошкольного возраста» Воспитатель МДОУ «Детский сад № 116.

Презентация для детей старшей возрастной группы «Знакомство с театром» Театр – удивительное место, где показывают спектакли, звучит музыка, читают стихи, где танцуют и поют, где можно посмеяться и поплакать,.

Развитие словаря у детей первой младшей группы посредством дидактических игр и упражнений в процессе ознакомления с природой Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Слова обозначают.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Активизация словаря детей младшей возрастной группы
Опубликовано: 7 июля 2019 в 19:39
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Активизация словаря детей младшей возрастной группы» (включая файлы) размещена пользователем Амплеева Рахиля (УИ 1835154) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД