Амплеева Рахиля
Активизация словаря детей младшей возрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.
Публикация «Активизация словаря детей младшей возрастной группы» размещена в разделах
Для того чтобы раскрыть сущность и значение словарной работы с детьми, ее место в общей системе работы по развитию речи, обратимся к характеристике слова, его роли в языке и речи.
В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. В слове кодируется познавательный опыт.
Слово-основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление, морфологическую структуру. Все эти характеристики слова нужно учитывать при проведении словарной работы в детском саду. (А. М. Бородич).
Язык как средство общения – это, прежде всего язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлеченные понятия, выражаются чувства и отношения.
Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
В речи слово живет в определенном значении и в соответствующем грамматическом оформлении; усваивать «просто слова», без их фонетической оболочки и грамматической формы, невозможно. Лексическим значением слова называют способность слова обозначать внеязыковую реальность: предметы и явления, отвлеченные понятия, действия, признаки предметов, признаки действий, числа, указания на предметы, признаки и числа.
Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л. С. Выготским, установившим, что ребенок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков к существенным. С изменением возраста изменяется полнота и правильность отражение им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности. Различают несколько степеней обобщения слов по смыслу.
Нулевая степень обобщения – имя собственное, название (имя) единичного предмета (Маша, Витя, бабушка, чашка, стол). Дети, начинающие говорить (конец первого – начало второго года жизни, усваивают слова, соотнося данное название только с конкретным предметом (нулевая степень обобщения) : для них мама, стульчик, мячик, ваза – это такие же имена собственные, как Витя, Маша.
Первая степень обобщения – имя нарицательное, т. е. общее наименование однородных предметов, действий, качеств. Например, мальчик, увидевший кошку с котятами и сказавший «кися - мама», уже понимает обобщающее значение слова мама; ребенок, Дети усваивают слова первой степени обобщения к концу второго года жизни.
Вторая степень обобщения- слова, обозначающие родовые понятия: мебель (это и стульчик, и стол, и шкаф, игрушка (это и мяч, и кукла, и кубик, фрукты (это и яблоко, и груша, и апельсин). Дети усваивают слова второй степени обобщения не раньше трех лет.
Третья степень обобщения- слова. Обозначающие родовые понятия для слов второй степени обобщения: растения (деревья, травы, лишайники); вещи (игрушки, посуда, мебель); плоды (овощи, фрукты, злаки); движение (бег, полет, плавание); цвет (белизна, синева). Дети усваивают смысл слов третей степени обобщения к пяти или шести годам.
Четвертая степень обобщения – слова, называющие предельные лексические обобщения: предметность, действие, состояние, признак, качество, количество, отношение. Если дети оказываются способными усваивать смысл слов четвертой степени обобщения, значит они уже подготовлены к изучению лингвистических понятий; в полной мере эта возможность появляется не раньше подростковой возрастной ступени.
Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре активном и пассивном.
Активный словарь- это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни. Значит, определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения. Нужно также постоянно помнить основную цель обучения родному языку: сделать для ребенка язык средством общения.
Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат. Перевод слов из пассивного словаря в активный, представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях.
Особенности в развитии словаря позволяют определить задачи словарной работы с детьми дошкольного возраста в детском саду :
1. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.
2. Обеспечить освоение, социально закрепленного содержания слов.
Решение этой задачи предполагает:
а) овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;
б) освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
в) проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им;
3. Активизация словаря, т. е. не только знание слов, но и введение их в практику общения.
Особенности словаря детей и задачи словарной работы определяют принципы, на которых строится программа и методика словарной работы в детском саду [20]. Рассмотрим их:
1. Работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности. В структуре программ этот принцип реализуется таким образом, что содержание словарной работы включено в разделы, посвященные разным видам деятельности (труд, игра, занятия, бытовая деятельность).
2. Формирование словаря происходит одновременно с развитием
психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей; с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:
- Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
- Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на
основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
- Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе
различения и обобщения предметов по существенным признакам