Назарова Неля Владимировна
Виды музыкально-дидактических игр для детей младшей возрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Назарова Н. В., музыкальный руководитель
ГБДОУ детский сад №18 Приморского района
Санкт-Петербурга
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
Музыкальная игра – эффективный педагогический инструмент, позволяющий ребенку освоить широкий спектр знаний и решающий важные задачи.
Во-первых, ребенок осваивает ритмику и улучшает координацию. У него развиваются скорость реакции, внимание и память.
Публикация «Виды музыкально-дидактических игр для детей младшей возрастной группы» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
В-вторых, дети учатся вокалу и интонированию, хореографии и жестикуляции, актерской игре и мимике. У ребенка развивается музыкальный слух и образное мышление.
В-третьих, благодаря таким играм дети легче социализируются, повышается их контактность, снимается напряжённость. Дети легче адаптируются в коллективе.
На занятиях с младшей группой для педагога открыто достаточно много возможностей для творчества: дети уже знакомы с простейшими музыкальными инструментами, могут описывать мелодии (грустные/весёлые, медленные/быстрые, громкие/тихие, готовы учиться простейшим танцевальным движениям.
Педагог включает детей в сюжетно-ролевые игры, в том числе с использованием музыкальных инструментов или простых предметов реквизита. Как правило, выделяют несколько видов игр в зависимости от задач и методов реализации.
Первый – так называемое пассивное музицирование (или спокойное музицирование). Во время этой группы игр прорабатывается отождествление ребенком музыкальных композиций. Такие композиции разбиваются по тематическим группам. Например, «Лес», «Весна» или «Звуки природы», где дети слушают пение птиц, шум ветра или моря и так далее. Во время спокойного музицирования дети учатся определять контрастные темпы музыки (быстро/медленно, громкость. Преподаватель вместе с детьми жестами показывают то, что они слышат – например, слушая спокойную музыку, изображают сон, поднося сложенные руки к лицу. Также руками часто показывают высоту звуков – при высоких нотах руки держат возле головы, при средних – возле груди, при низких – на животе.
Вторая большая группа игр – это непосредственно дидактические игры. Особенность их в том, что они универсальны для разных видов занятий. В таких играх обычно используется нагрядный материал. Во время занятия детям может быть предложено, найти лишний музыкальный инструмент (например, три ударных и один духовой) или запомнить последовательность предметов. Также дети могут угадывать, какой инструмент из показанных в начале игры затем исчез. Если в учреждении есть ксилофон, преподаватель может подготовить для занятия карточки таких цветов, каких пластины ксилофона и, выкладывая карточки перед детьми в определенном порядке, просить сыграть такую последовательность на ксилофоне.
Дидактические игры способствуют становлению логики, внимания, памяти.
Третья группа – подвижные музыкальные игры. Дети движениями показывают характер музыки, например «Солнышко и дождик» и т. п. Или классическая игра «Море волнуется», во время которой дети не показывают музыкальное настроение (как в предыдущем примере, а ориентируются на звучание-незвучание.
Следующая группа – сюжетно-ролевые игры. Для младшего дошкольного возраста применяются элементарные игры этой группы. Распространенная практика – во время выученной песни включать игровые ситуации. Например, имитировать оркестр, держа в руках музыкальные инструменты.
Все группы игр доступны для применения во время музыкальных занятий с детьми младшей группы. Грамотно проработав каждую из них и сформировав единую канву, педагог может добиться видимых результатов, что важно для детей и их родителей.
Литература
1. Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. С-пб; Детство-Пресс, 2010, - 650с.
2. Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музыкального руководителя. - М. : Просвещение, 1985. - 96с.
3. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. - М., 1972.
4. Роот З. Я. Музыкально - дидактические игры для детей дошкольного возраста. Методическое пособие. Издание второе. Айрис - Дидактика. Москва 2007
5. Скопинцева О. А. Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников. Волгоград, Учитель 2010 - с. 111
6. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей. // Избранные труды: В2т. - М. : Педагогика, 1985. - Т. 1.
7. Теплов Б. М. Психология индивидуальных различий// Избранные труды: В2т. - М. ,1985-Т. 1
8. Тютюнникова Т. Э. Сундучок с бирюльками. Музыкальные игры. М-2009