карташова оксана
Активизация словаря детей младшей возрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Активизация словаря детей младшей возрастной группы
Развитие речи, обучение родному языку – составная часть всестороннего развития дошкольника. Овладение речью и дальнейшее её формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребёнка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности. Дети, физически ослабленные, часто болеющие, также нередко отстают в речевом развитии. Таким образом, формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития.
Публикация «Активизация словаря детей младшей возрастной группы» размещена в разделах
Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек, транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, не дифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка.
Детям группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами. Сравнивая предметы, дети называют одинаковые их части, признаки и отличительные особенности. Например, дидактическая игра : «Что лишнее?».
Учитывая индивидуальные особенности детей, организую в группе центры по развитию речи: театрализованный уголок, центр игр – драматизаций, центр дидактических и речевых игр. Для мотивации детей к деятельности использую проблемные ситуации, включаю сказочных персонажей, сюрпризные моменты. Вопросы проблемного момента, на установление связей в природных и социальных явлениях, схемы – модели, дидактические и печатные игры – всё это позволяет расширять и активизировать словарный запас детей, добиться употребления его в активной речи.
Обогащение и активизация словаря детей 3-4 лет происходит во время прогулок. В процессе наблюдения за животными, птицами, растениями, насекомыми и людьми. Дети знакомятся с понятием живой - неживой природы.
Словарная работа с детьми, предполагает освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения. В дошкольном возрасте целесообразно формировать такие родовые понятия, как мебель, посуда, одежда, транспорт, овощи, фрукты, при этом особо значимым становится умение самостоятельно находить существенные признаки, обобщать и выражать результат обобщение в речи.
Таким образом, словарь расширяется, и становится богаче. В результате работы над понятиями предметного и природного мира словарь дошкольника становится разнообразнее, ярче.