Воробьёва Елизавета
Активизация речи детей раннего возраста через участие в театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Активизация речи детей раннего возраста через участие в театрализованной деятельности
Содержание
Актуальность 2
Цель и задачи 2
Работа с детьми 2
Работа с родителями 2
Список литературы: 2
Приложение 1 2
Приложение 2 2
Приложение 3 2
Приложение 4 2
Актуальность
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений в педагогике становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.
Публикация «Активизация речи детей раннего возраста через участие в театрализованной деятельности» размещена в разделах
Известные ученые Ф. А. Сохин, А. И. Максаков, Е. М. Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Овладение речевыми навыками происходит постепенно. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления.
На сегодняшний день наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений.
Следовательно, приоритетным направлением в работе с детьми раннего возраста должно быть развитие речи, так как оно наиболее благоприятно для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей раннего возраста является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.
Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, потому что связана с игрой. Это особенно актуально, когда речь идет о детях раннего возраста. С помощью театрализованной деятельности малыши учатся внимательно слушать, понимать, запоминать, действовать с предметами-игрушками, узнавать их свойства, осваивать мимику, учатся сочувствовать, отличать хорошее от плохого.
В практике дошкольного образования развитию речевой активности детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности уделяется недостаточное внимание, нет системы обучения, театрализованные игры проводятся эпизодически. Учитывая важность данного вопроса, мы определили дальнейшее направление нашей работы.
Новизна заключается в том, что театрализованная деятельность оказывает сильное воздействие на детей раннего возраста и способствует их всестороннему развитию.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (потешки, стихи, сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью.
Цель и задачи
Целью нашей работы стало активизация речи детей раннего возраста через участие в театрализованной деятельности. Для ее достижения поставили следующие задачи:
1. Обогатить словарь детей и активизировать его средствами театрализованных игр
2. Совершенствовать диалоговую речь
3. Вызывать эмоциональный отклик ребенка посредством театрализованной деятельности
Свою работу начали с анализа карт нервно-психического развития детей раннего возраста по методике К. Л. Печоры, Г. В. Пантюхиной. По результатам видно, что большинство детей (71%) имеет низкий порог речевой активности, у 23% детей идёт неравномерное развитие активной и пассивной речи. Такие малыши понимают обращённую к ним речь взрослого, но сами редко используют слова в общении. Также определили уровень театрально-игровой деятельности детей по методике Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович, которая показала, что у детей слабая активность во время игр со стихотворным сопровождением, они часто отвлекаются, без особого желания наблюдают за действиями персонажа.
Далее изучили научно-методическую литературу, исследовали разные виды художественных произведений (малые фольклорные формы, стихи, сказки, рассказы, подобрали вопросы и задания направленные на активизацию речевой деятельности малышей, пополнили картотеку физкультминуток и подвижных игр, которые были объединены общим сюжетом.
Чтобы работа по данному направлению шла в системе и планомерно составили перспективный план работы с детьми, определили формы, содержание театрализованной деятельности, выделили эффективные методы и приёмы развития речи детей. (Приложение 1)
В группе создали условия для театрализованной деятельности детей, которая способствовала творческому и речевому развитию, а также эффективному общению малышей с воспитателем и друг с другом. Поэтому возникла необходимость в проектировании зоны театрализованной деятельности детей, которая предполагала соблюдение основных принципов построения развивающей предметно-пространственной среды в группе:
• Обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельности детей;
• Организация «зон приватности»;
• Предоставление права и свободы выбора;
• Полифункциональность использования помещений и оборудования;
• Возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материалов.
Таким образом, оборудование в групповой комнате расположили так, чтобы дети могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого и легко включаться в игровую ситуацию. Гибкому зонированию группы способствовали ширма, магнитная доска, фланелеграф, которые позволяли детям играть в театр на магнитах, двигать фигурки на фленелеграфе, использовать перчаточные куклы.
Далее подобрали различные декорации и атрибуты к сказкам и потешкам - это маски, шапочки, сюжетные игрушки и т. д. В зоне творчества поместили наглядный материал, иллюстрации к потешкам, которые помогали детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. Материалы театральной зоны периодически обновляли с учетом интересов детей.
Работа с детьми
Элементы театрализованной деятельности начали вводить в работу с детьми с первых дней пребывания детей в детском саду.
Чтобы установить эмоциональный контакт с детьми, познакомить с группой, игрушками мы использовали театрализацию в разных видах деятельности.
Во время режимных моментов, мы использовали потешки, так как потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой. Например, в ходе воспитания КГН кукла Маша показывала малышам, как мыть руки, пользоваться полотенцем; во время еды к детям в гости приходила девочка из театра «Би-ба-бо» и учила, как правильно держать ложку, пользоваться салфеткой и т. д.
Наши малыши очень полюбили потешки игрового характера, они активно участвовали в изображении сопутствующих потешкам действий.
Ввиду того, что речь детей раннего возраста имеет этапность в развитии, мы подобрали театрализованные игры для каждого этапа.
На первом этапе мы старались сформировать у детей умение слушать образную речь, воспроизводить звукосочетания, отдельные слова, так же знакомили детей с сюжетными игрушками, показывали и называли разнообразные действия с ними. Например, в ходе игры «На нашем дворе» дети получали не только положительные эмоции, но и проявляли желание подражать интонации голоса. Для разыгрывания этой небольшой сценки использовали театр резиновых игрушек. В ходе показа сказки «Курочка Ряба», побуждали малышей к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз. Для показа этой сказки мы использовали театр на фланелеграфе (Приложение 2)
Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда появлялась Бабушка-Забавушка, в русском сарафане, малыши с интересом рассматривали костюм, корзиночку, которую бабушка держала в руках. Далее Бабушка-Забавушка организовывала игры с детьми, используя знакомые потешки, или стишки, например, малыши с восторгом встречали игру «Огуречик, огуречик…», дети не только пополняли словарный запас (огуречик, хвостик, мышка, но и легко имитировали поведение персонажа. Приподнятое настроение детей вызывало желание общаться с Бабушкой - Забавушкой, повторять за ней действия.
Чтобы поддерживать интерес детей к театрализованным играм мы создавали различные игровые – ситуации, например в ходе игры «Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить», мы учили малышей отождествлять себя с театральным персонажем, учили сочетать движения и речь, дети закрепляли игровые действия с помощью настольного театра игрушек.
В ходе театрализованной игры «Выходили утята на лужок» развивали интонационно-речевые умения детей, учили следить за словами и действиями героев-игрушек.
На втором этапом развитию речевой активности детей стало использование различных видов театра.
Поскольку дети, посещающие группу – малыши, то ведущая роль в театрализованной деятельности принадлежит педагогу.
Вначале мы сами показывали детям сказки, используя различные виды театра, сами читали тексты. После каждого показа сказки мы организовывали беседы с детьми, обсуждали сказку для того, чтобы дети усвоили ее содержание. В ходе беседы по сказке «Колобок», мы уточняли представления детей о зайце, медведе, лисе, закрепляли в речи названия животных, тем самым расширяли активный словарь (круглый, румяный, рыжая и хитрая, косолапый и т. д., старались вызвать эмоциональное положительное отношение к героям.
В ходе третьего этапа при повторных показах мы начинали постепенно привлекать детей к участию в показе, малыши передвигали фигурки героев и проговаривали их слова, затем приглашали детей к инсценировке полностью. Например, для показа сказки «Репка» использовали настольный театр резиновых игрушек. В ходе показа дети выражали свои эмоции посредством мимики и речи. Такой театр прост и доступен детям и не требует определенных умений, дети с желанием действовали с игрушками – персонажами, охотно перевоплощались в героев сказки (собака Жучка, кошка, мышка).
Используя театр рукавичек, например по сказке «Теремок» малыши в ходе показа учились словом, интонацией, выражением лица оживить героя, определить ему характер.
Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, то дети получают еще большее удовольствие, вызвать такие эмоции позволяет театр картинок на фланелеграфе. Малыши не только слушают сказку, но и самостоятельно двигают картинки в соответствии с текстом.
Самым любимым театром для наших детей стал пальчиковый театр. Его уникальность в том, что маленькие куколки- герои несут в себе творческую энергию и отражают частичку сердца, которая передается малышу. Пальчиковый театр способствовал формированию умений детей управлять движениями собственных пальцев, а также обучению элементарных действий с куклой, например сказки «Репка», «Руковичка» и др.
Работа с родителями
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Родители оказывали помощь в изготовлении костюмов, создание атрибутов и развивающей среды в группе. В начале года провели с родителями родительское собрание на тему: «Театр – в жизни детей и как он влияет на активность речи малышей» (Приложение 3).
Чтобы помочь родителям, вызвать интерес и желание развивать речь детей в домашних условиях мы организовали семинар-практикум «Развиваем мелкую моторику малышей». (Приложение 4)
Также нами была подготовлена информация и размещена в родительский уголок под рубрикой «Организация театрализованной деятельности в раннем возрасте».
Совместно с родителями был разработан и реализован проект «Умные пальчики», целью которого стало целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у малышей, что способствовало речевому развитию.
Итогом нашей совместной работы стал показ сказки для детей с участием родителей «Лиса и медведь».
Такие формы взаимодейсвия с родителями были очень насыщенные и интересные, они изучали представленный материал, получали консультации, принимали активное участие в совместных поделках вместе с детьми, приносили различный материал для театрализованной деятельности в группе.
Итак, в ходе использования игр театрализованной направленности у детей наметилась положительная динамика в развитии речи, пополнился активный словарь детей, у малышей стали развиваться навыки фразовой речи, все это способствовало развитию внимания, памяти, воображения.
Все это подтверждается результатами повторной диагностики: так у 20 % детей выявлен высокий уровень активности речи, пополнился словарь, 60% детей имеют средний порог речевой активности, у только 20% детей идёт неравномерное развитие активной и пассивной речи.
Также определили уровень театрально-игровой деятельности детей по методике Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович, которая показала, что у малышей выросла активность во время игр со стихотворным сопровождением, появилось желание наблюдать за действиями персонажами и действовать с ними.
Список литературы:
1. Акулова О. Театрализованные игры //Дощкольное воспитание. 2010г
2. Антипина Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М. 2012г
3. Бабаева Т. И., Гогобиридзе А. Г. Комплексная образовательная программа «Детство» Изд. «Детство- Пресс», 2016
4. Григорьева Г. Г Играем с малышами: Игры и упражнения для детей раннего возраста : Пособие для воспитателей ДОУ и родителей. М. : Просвещение, 2010
5. Датешидзе Т. А. Система работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – СПб. : Речь, 2010
6. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. – М. : Айрис-пресс, 2004
7. Мигунова Е. Организация театрализованной деятельности в детском саду-Великий Новгород. 2006г
8. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2004