Аэлита Колодина
Арт-методы в работе психолога
▼ Скачать + Заказать документы
У каждого человека есть своя история. В этой истории есть и веселые, и грустные моменты. Есть и такие ситуации, которые очень хочется вспомнить, заново пережить, быть может, по-новому осмыслить, но доступ к ним «за семью замками». Арт-терапия – это ключик.
Последние 10 лет стали в нашей стране временем бурного развития и освоения новых форм психокоррекции. Большой интерес вызывает у специалистов и потенциальных клиентов вызывает арт-терапия.
Публикация «Арт-методы в работе психолога» размещена в разделах
Арт-терапия – метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем.
Арт-терапия – это забота о психологическом здоровье. Это также как чистить зубы, мыть тело, заниматься спортом.
Арт-терапия для того, чтобы наши негативные чувства не перерастали в психосоматику.
Существует много видов арт-терапии.
1. Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.
2. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
3. Песочная терапия – это игра с песком и миниатюрными фигурками. В процессе работы с ними ребёнок или взрослый входит в контакт со своим внутренним миром и может выразить имеющуюся проблему, конфликт в символической или метафорической форме.
4. Музыкальная терапия – это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.
5. Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снимать напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения.
6. Танцевальная терапия.
7. Кулотерапия.
В арт-терапии нет никаких правил.
В арт-терапии нет оценки, всё что вы создаёте имеет ценность. Во время процесса работы нет необходимости много говорить. Арт-терапевтические упражнения расширяют к уровню личной свободы. Вы начинаете себе больше позволять. Также арт-терапевтические занятия оживляют эмоциональный интеллект.
Во время занятий с песком, изотерапией и другими ребёнку/детям необходимо напоминать, что он развивает во время этой игры
Арт-терапия для людей готовых к реализации своего творческого потенциала.
Где можно использовать арт-терапию?
Например, терапия чувства обиды в арт-методе :
-медитативное рисование,
-тестопластика, глина,
-песочная терапия,
-терапевтические письма,
-составление историй, сказок.
При чувстве вины можно применить:
-музыкотерапию,
-сказкотерапию,
-песочная терапия,
-изотерапия,
-танцевально-дыхательная,
-мандала-терапия.
Подводя итог вышесказанного можно сказать, что арт-терапия – это естественный способ рассказа о себе, своих чувствах, мыслях, о своём опыте. Через методы арт-терапии человек легко раскрывает свои истинные чувства и переживания. Всё, что волнует ребёнка или взрослого, можно выразить через арт-техники. Арт-терапия не направлена на немедленный результат. Сначала человек наслаждается просто процессом творчества. Сначала происходит процесс осознания чего-то, и лишь потом понимание, что это есть вашей жизни.
Арт-терапия очень эффективна в работе с детьми. Ведь творческая деятельность ребёнка является важным элементом его развития. Для ребёнка чаще важен не результат, а сам процесс творчества, будь то рисование, лепка пластилином, составление коллажа или игра с песком. «Отражая жизнь, ребёнок не заботится о зрителях и слушателях».
Ребёнок получает удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так терапевтичен.
Задание.
Нарисовать левой рукой своё негативное чувство или настроение «здесь и сейчас». Рисовать можно определенным образом либо просто слушать свою руку, делать штрихи, мазки и т. д. По окончанию рисования спросить себя «Что я сейчас чувствую?»
Если рисунок ни очень нравится, то можно всё исправить. Например, добавить новых цветов, либо закрасить, дорисовать что-то радостное. И снова спросить себя «Что я сейчас чувствую?»
Мотивационные техники с песком (манкой).
Эти упражнения вызывают доверие к песку.
Сделать горку.
Дождь – низкий, высокий, средний.
Сделать блинчик только мизинчиками.
Расписать свой блинчик.
Из блинчика сделать квадрат.
Пальчиком любым создать животное, которое хочется. Уточнить, что за животное.
Работа в паре.
Придумать три способа зарывания частей кисти.
Действовать по образцу. (Проверка на обучаемость).
Выполнять противоположные действия. (Особенно хорошо это действие, когда есть невысказанность).
Арт-техника «Полушарное рисование песком» (Межполушарное взаимодействие)
Нарисовать одновременно 2мя руками два одинаковых круга.
Собрать круги в кучу одновременно.
Нарисовать 2мя руками одновременно два глаза.
Собрать все в одну кучу одновременно.
Нарисовать 2мя руками два одинаковых цветка одновременно.
Двумя безымянными пальчиками обозначить контуры цветков.
Собрать всё в кучу одновременно.
Нарисовать 2мя руками одновременно два разных цветка.
Теперь прорисовать 2мя средними пальчиками одновременно эти два цветка.
Собрать всё в кучу одновременно.
Двумя руками одновременно нарисовать «Дом, в котором мне хорошо». И после двумя большими пальчиками одновременно прорисовать рисунок.
Арт-техника «Пальчиковые походы»
Используется в паре.
Рассыпать манку на ватмане. Приготовить три маленькие игрушки (киндер сюрприз). Дать партнёру посмотреть, пощупать игрушки. После партнёр закрывает глаза. Другой партнёр раскладывает игрушки на песке. С закрытыми глазами двумя пальчиками – указательным и средним начинается поиск игрушек мелкими пальчиковыми шажками.
В этой технике можно увидеть, как человек ведёт и проявляет себя в жизни. Также это показатель исследовательского интереса. Эта техника будет полезна и для перезагрузки мыслей.
Литература
1. «Волшебство в песочнице», - Е. Ю. Конаныхина, Мск., Генезис, 2016.
2. «Базовые основы песочной терапии», - Е. Тарарина.
3. «Арт-терапия в работе с детьми», - М. В. Киселёва, Спб. ,Речь, 2012.