Надежда Малышева
Активизация речевого общения дошкольников посредством игр
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №66 «Журавушка» Старооскольского городского округа,
г. Старый Оскол
Активизация речевого общения дошкольников посредством игр
Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни. С. Т. Шацкий
Публикация «Активизация речевого общения дошкольников посредством игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Речь – яркий показатель развития ребенка. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят наедине перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными «престижными» студиями, «школами грамотности», репетиторами. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. А общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей отмечается позднее развития речи, скудный словарный запас, дефекты звукопроизношения и фонемо-образования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью. Признавая необходимость комплексного воздействия на ребенка с общим недоразвитием речи, важно подчеркнуть значимость дифференцированного подхода. Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Именно в этой деятельности происходит развитие речи, произвольной памяти, самостоятельности, формирование умения управлять своим поведением. Участвуя в полюбившихся играх, дети с большим удовольствием включаются в процесс обучения. А деятельность, связанная с творчеством, с возможностью каждый раз добавлять что- то новое, для ребенка более интересна, нежели действия по строгим правилам и шаблонам. В игре часто сложное становится доступным. Также, компонентами речевой активности, по мнению М. Р. Львова, являются быстрота речевых реакций в диалоге и других ситуациях, выбор игр и увлечений, связанных с речью, быстрота и точность выбора слов, активная реакция на поступок или высказывание других лиц.
Работа по активизации речи в игре предполагает использование более сложных игр – импровизаций с правилами, игр – драматизаций, инсценировок, творческих сюжетно - ролевых игр, направленных на дальнейшее осознание своего социального Я, действовать в соответствии с предложенной или выбранной ролью и тем самым проявлять творчество и инициативу. В начале обучения играм - драматизациям, детям предлагаются знакомые и короткие по содержанию сказки («Теремок», «Колобок», где дети могут сами проявить инициативу, приняв на себя понравившуюся роль, разыграв действия без помощи педагога. Так постепенно усложняется речевой материал, который используется в игре. Дети учатся владеть речью как средством воздействия на партнера по общению, осознают значение сказанных слов, интонации, темпа речи.
Целенаправленная работа по активизации речевой деятельности детей обеспечивает не только интенсивное речевое общение, но и взаимопринятие детей друг другом, повышение самооценки, проявление собственной активности каждым ребенком.