Галина Роменская
Обмен опытом работы «Системный подход в работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма»
▼ Скачать + Заказать документы
Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения. Ведь зачастую виновниками ДТП являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят и выходят из транспортного средства. Все мы знаем, что чем раньше мы начнем знакомство детей с ПДД, научим их навыкам культуры поведения на улице и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.
В своей группе для того чтобы знакомить детейс ПДД мы создали предметно-развивающую образовательную среду. Она соответствует возрастным особенностям детей. Есть дидактические игры, сюжетно-ролевые, пособия. Среда легко трансформируется, в зависимости от образовательного процесса. Все игры и пособия безопасны и находятся в свободном доступе для детей
В группе ребята узнают о дорожном движении много нового. В играх, беседах мы знакомим детей с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения появились: макет перекрёстка, с помощью которого ребята решают сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывают навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Также, набор дорожных знаков, в которые входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка" знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Имеются мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр. Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица» Кроме того, дети старшей группы знакомятся с работой регулировщика. И поэтому в уголке ПДД появились схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
Для обучения правилам дорожного движения использовала все доступные формы и методы работы, в том числе и чтение художественной литературы, заучивание стихов. Дошкольники были ознакомлены с произведениями А. Барто, С. Михалкова («Велосипедист», «Здесь на посту в любое время», С. Маршак («Постой», М. Пляцковский («Стоп, машина», Я. Пишумов («У любого перекрёстка», «Посмотрите постовой») и др.
Большую воспитательную ценность имели целевые прогулки, на которых дети наблюдали за движением транспорта, передвижением пешеходов и т. д. Знания детей правил дорожного движения закреплялись в ходе подвижных игр. Интересно и познавательно прошли занятия: Игра-викторина «Знаки на дороге», «Поведение пешеходов на перекрестке», «Правила поведения в транспорте»
Взаимодействие с семьями воспитанников является составляющей частью работы. Просвещение родителей и вовлечение их в систему работы воспитателя благоприятно влияет на психологическую атмосферу в группе, способствует повышению качества воспитательно-образовательной работы с детьми. Для родителей были разработаны различные памятки, папки – передвижки, обновлены наглядные уголки по ПДД. Родителями были сделаны макет, лэтбук по ПДД.
Все мероприятия были проведены на достаточно высоком уровне и послужили основой для дальнейшей мотивации дошкольников по изучению правил безопасного поведения на дороге.