Прохорова Ольга Владимировна
Активизация познавательных процессов старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
]Психологический тренинг активизации познавательных процессов старших дошкольников.
Цель:Развитие мотивационной, интеллектуальной, произвольной сфер будущих первоклассников с учетом незрелости их регуляторных функций.
Задачи:
• Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем мире.
• Развивать понятийное мышление детей, умение классифицировать и обобщать свойства предметов по значимым признакам.
• Развивать внимание, воображение, вербальную и зрительную память.
Публикация «Активизация познавательных процессов старших дошкольников» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
• Развивать творческие мыслительные способности (беглость, гибкость).
• Развивать зрительно-моторную координацию детей.
• Развивать конструктивный праксис.
• Закреплять представления детей о схеме тела (правая и левая стороны, пальцевой гнозис).
• Соотносить образец и свой рисунок, находить и исправлять ошибки.
Психолого-педагогические методы и техники:
• Метод наглядного моделиривания.
• Фонетическая ритмика.
• Пальчиковая гимнастика.
• Кинезиологические упражнения.
• Графический диктант.
• Речевой самоконтроль.
Оборудование и материалы:
• Геоборды (математические деревянные планшеты) – по количеству детей.
• Канцелярские резинки – по 3 разноцветных на каждого ребенка (красная, синяя, желтая).
• Листы в крупную клетку (прописи О. И. Крупенчук 2-я часть).
• Простые карандаши – по количеству детей.
• Ластики – по количеству детей.
• Платочки из мягкой ветоши (15 15 см) на каждого ребенка, для пальчиковой гимнастики.
• Фломастеры зеленые – по одному каждому ребенку.
• Листы А4 наглядной модели «Чудо-дерево» (символьное изображение классификационных групп) – по количеству детей.
• Плакат «Чудо-дерево» с петельками и цветной лентой для фиксации выбранных элементов.
• Карточки эмоциональных состояний – комплект из 17 шт.
• Карточки с изображением персонажей сказок (А. С. Пушкина, Ш. Перро, Г. Х. Андерсена, братьев Гримм, народных сказок) – 8 шт.
• Баночка с призами (медальки из золотиского картона, маленькие кораблики из фантиков).
Количество детей: 8-10 чел
Время проведения: 45 мин.
Форма проведения: Игротренинг.
Ход занятия:
1. Приветствие. (2 мин.)
Цель: Установление контакта между членами группы. Создание условий для повышения степени доверия и открытому проявлению своих чувств.
Упражнение1.
Участники группы становятся в круг для исполнения приветственной песенки: «Я очень рада, что …. с нами есть». Дети ритмично прохлопывают в ладоши 3 раза, приветствуя каждого участника.
2. Фонетическая ритмика. (3 мин.)
Цель: Соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики. Способствовать формированию у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной. Развитие право-левостороннего праксиса.
Упражнение 2.
Мышонку шепчет мышь:
- Ты всё не спишь, шуршишь?
Мышонок шепчет мыши:
- Шуршать я буду тише.
/Дети выполняют двигательное упражнение с переменным движением рук и ног. Важно, что во время движения одной руки – вторая занимает неподвижное положение вверх при согнутом локте. /
3. Пальчиковая гимнастика. (3 мин.)
Цель; Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Дети садятся за столы и выполняют:
Упражнение 3.
«У меня живет проглот, весь платок он скушал – вот…» (одна рука держит полаток – другая, изображая «проглота», захватывает платок и «зажевывает» его пальцами в кулачок, до тех пор пока весь платок не окажется внутри кулачка.)
4. Графический диктант. (8 мин.)
Цель: Развитие вербального восприятия инструкции взрослого; произвольности графических навыков; право-левостороннего праксиса; ориентировки на листе в клетку; приобщение к речевому самоконтролю.
Упражнение 4.
Выполняется в прописях в разделе «Графические диктанты» по инструкции взрослого дети простыми карандашами, пользуясь ластиком по необходимости, рисуют картинку, отсчитывая клеточки:
• 3П, 1ДЛН, 1Л, 1ДЛВ, 2Н, 3П, 2В.
• 1ДПН, 2П, 1ДПВ, 2Л, 2В, 2ДЛН, 2П.
По результатам детям вручаются призы (за успешно нарисованную картинку).
Исправляем ошибки по образцу на доске.
5. Цель: Развитие зрительно-моторной координации. (5 мин.)
Упражнение 5.
Геоборды.
При помощи канцелярских резинок изобразить перекрестные фигуры на планшетах:
Изобразить карандашом такую же картинку в прописях стр. 27.
6. Кинезиологическое упражнение: «Два мудреца». (1 мин.)
Цель: Развитие умственных способностей с помощью определенных движений тела.
«Два мудреца в одном тазу поплыли в плаванье в грозу.
Будь попрочнее медный таз, длиннее был бы наш рассказ.»
Используются перекрестные движения рук с ускорением.
7. Упражнения (за столами) с наглядными моделями «Чудо-дерево».
(15 мин.)
Цель: Развитие понятийного аппарата детей, воображения, гибкости, беглости мышления; Эмоционального самовыражения.
- Давайте на наших деревьях составим краткую картину того, о чем мы сейчас с вами толковали.
/ Дети находят на классификационной модели группы «Люди»(мудрецы, «Посуда»(таз, «Море»(в плаванье). Соединяют эти группы фломастером/
- Какая фигура получилась? (треугольник).
- Давайте еще так поиграем. Сейчас я произнесу вам отрывок из известной вам сказки, а вы точно так же найдете персонажей этой сказки на дереве:
• «У лукоморья – дуб зелёный, златая цепь на дубе том…»
• - Где искать на дереве «Дуб», «Кота», «Избушку на курьих ножках»? Соедините эти группы треугольником.
• «Посадил дед репку, выросла репка большая-большая…»
• - Кто участвовал в этой сказке? Люди? Домашние животные? Дикие животные были? Можно сказать, что они работали? Найдите эти группы на дереве и соедините их. Какая фигура получилась? (четырехугольник).
• «Прилетит к нам волшебник в голубом вертолете, и бесплатно покажет кино… и, наверно, оставит нам в подарок 500 эскимо».
• - Найдите на дереве «волшебника», «вертолет»(воздушный транспорт, «киномеханика» (профессии, «эскимо»(кондитерские изделия). Соедините эти группы. Посмотрите какой четырехугольник получился.
• - А теперь задумайте каждый свой предмет. Найдите на этом «Дереве»группу, в которой он находится. Ваша задача придумать ему определенное настроение и озвучить ответ на вопрос: «Какой он?». И помогут вам в этом мои карточки эмоциональных состояний. (Дети выбирают себе любую из предложенных карточек: восторг, удивление, злость, одиночество, скука, страх, спокойствие, вина, доверие, тревога, и озвучивают полученные словосочетания («Виноватый апельсин», например).
Предложить мимикой и жестами изобразить соответствующую эмоцию. Пофантазировать на эту тему (почему он чувствовал себя виноватым?
8. Заключительная часть. (5 мин.)
Цель: Обратная связь. Осознавание чувства единства, сплоченности.
Упражнение 8: «Осьминожек».
• Дети в кругу, взявшись за руки, выполняют дыхательное упражнение, поддерживая единый ритм и согласованность действий. (см. фото)
• Ритуал прощания с детьми ладошками.