Обухов Сергей Александрович
Консультация «Роль оздоровительно-профилактической гимнастики в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с ограниченными возможностями здоровья уже с раннего возраста имеют отклонение в опорно-двигательном аппарате, слабую сопротивляемость к простудным, инфекционным и другим заболеваниям.
Следовательно, дети нуждаются в оздоровительно-профилактической гимнастике, которая должна быть направлена на коррекцию осанки и координацию всего опорно-двигательного аппарата, на укрепление мышечного тонуса, дыхательной мускулатуры, на повышение сопротивляемости организма к заболеваниям. Цель оздоровительно-профилактической гимнастики — закаливание и оздоровление организма. Для этого систематически проводится работа над решением следующих задач.
Публикация «Консультация „Роль оздоровительно-профилактической гимнастики в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
1. Помочь каждому ребенку постепенно осознать и прочувствовать значение физических упражнений в закаливании и оздоровлении своего организма.
2. Воспитывать у детей потребность в систематических занятиях физическими упражнениями или каким-либо видом спорта.
Для решения этих задач необходимо:
а) знакомить детей со строением тела и внутренними органами (это помогает ощущать, «осознавать» двигательный процесс в целом и отдельные движения);
б) учить направлять мысли и чувства на процесс движения, что постепенно развивает творческую двигательную деятельность не только в спортивных мероприятиях, но и в жизни;
в) учить владеть своим телом в движении;
г) систематически, начиная с раннего возраста, учить детей самостоятельно и осознанно регулировать физическую нагрузку, чередуя её с расслаблением и восстановлением сил (через дыхательные упражнения).
Именно поэтому на уроках физической культуры большое внимание уделяется дыхательной гимнастике и применяется несколько определенных комплексов с методическими рекомендациями. Рекомендуемые упражнения используются в процессе любой двигательной деятельности, а также между любыми упражнениями или спортивными играми (в зависимости от ситуации, времени года и состояния детей).
Постепенно в процессе работы менялись методические приемы, содержание, структура и время проведения оздоровительно-профилактической гимнастики. Структура оздоровительной гимнастики строится с учетом заинтересованности детей в целенаправленности двигательной деятельности. Для этого используется частая смена движений с разной физической нагрузкой, разным темпом, под музыку разного характера, с чередованием развлекающих движений с движениями, требующими физического и умственного напряжения и т. д. Все это позволяет сохранять у детей интерес к двигательной деятельности на протяжении 45 минут.
Оздоровительно-профилактическая гимнастика состоит из нескольких частей, при этом соблюдаются следующие правила.
1. Начинать гимнастику с разогревания организма, а заканчивать восстановлением дыхания и расслаблением мышечного тонуса;
2. Большую физическую нагрузку чередовать с отдыхом, расслаблением;
3. Учитывать возрастные и психофизиологические особенности каждого ребенка, а также его состояние на данном этапе;
4. Предусматривать активную роль учителя для эмоционального подъема детей в процессе двигательной деятельности.
Вся оздоровительно-профилактическая гимнастика строится на следующих принципах:
а) доступность и постепенность — от простого к сложному;
б) повторяемость видов, их систематичность;
в) активность учителя и детей в двигательной деятельности.
Структура оздоровительно-профилактической гимнастики.
Часть Цель и задачи Двигательная деятельность Темп
движений Музыка Время, мин.
1-я часть Разогреть организм, создать положительный эмоциональный настрой на дальнейшую двигательную деятельность. Активные движения на индивидуальных тренажерах или подражательные движения. Средний
быстрый средний Ритмичная, веселая 2-3
2-я часть Укреплять способность мышц сокращаться и растягиваться. Развивать подвижность, гибкость позвоночника и суставов. Упр. на гимнастической стенке - на саморастягивание, самовытягивание и подтягивание. Медленный
спокойный Медленная, спокойная 5-6
3-я часть Умение сочетать темп движений с характером музыки. Умение воплощаться в игровой образ. Подражательные движения с ходьбой, бегом, ползанием и прыжками. Средний
быстрый
средний Ритмичная, веселая 2-3
4-я часть Воздействовать на коррекцию осанки, верхних и нижних конечностей, коррекцию опорно-двигательного аппарата. Комплексы общеразвивающих упражнений в чередование с дыхательными упражнениями. Разный Разного характера 10-12
5-я часть Укреплять дыхательную мускулатуру; повышать сопротивляемость организма к простудным и др. заболеваниям. Учить детей чувствовать, ощущать процесс движений и соединять движение с сознанием. Комплексы дыхательной гимнастики. Спокойный Без музыки 5-6 мин
Список используемой литературы
1. Я иду на урок (книга для учителя). М. В. Тарасова. – Изд-во «Первое сентября».
2. Журнал «Физическая культура в школе», 2015; 2016; 2017.
3. Л. И. Пензулаева. Физкультурные занятия с детьми 5 – 6 лет. – М. : «Просвещение». 1988.
4. Е. Тальга. Энциклопедия физических упражнений. – «Физкультура и спорт». 1998.
5. Учись быть здоровым. Р. Г. Жбанков, Э. А. Макаревич. – Минск. Изд-во «Полымя». 2010.