Алла Колесова
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Музыка — детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья №89»
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Название программы :_ «Музыка детям»___
Адресат программы : дети с расстройствами аутистического спектра_ (младшая группа)_
Срок реализации: ___1 год___
Публикация «Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа „Музыка — детям“» размещена в разделах
Разработчик программы : Колесова Алла Юрьевна, педагог дополнительного образования, средне-специальное образование
(ФИО, образование, квалификационная категория)
2019 год
г. Ульяновск
1.1. Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказа от 9 ноября 2018 года N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (с изменениями на 5 сентября 2019 года)».
3. Методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (разработаны ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет», направлены Министерством образования и науки Российской Федерации 26 марта 2016 года).
Данная Программа имеет художественную направленность.
Актуальность Программы обусловлена особой восприимчивостью детей с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) к музыке, которую отмечают многие ученые. Ребенок с РАС, как правило, не может устанавливать эмоциональные отношения с окружающим миром, что мешает ему стать частью этого мира и понять, как соотносятся между собой части его же собственного тела, понять логику явлений, его восприятие фрагментарно, лишено целостности. Песня, помогающая матери установить эмоциональный контакт с младенцем, способствует и установлению контакта с аутичным ребенком, который по своему эмоциональному возрасту часто оказывается близким к младенцу. Музыкальные занятия - одни из самых любимых занятий. Их основная цель - не обучение музыке или пению, а коррекция развития «особого» ребёнка методами музыкальной терапии. Известно, что у человека, который слушает звучание поющего хора, голосовые связки начинают непроизвольно колебаться, слушатель как бы «подпевает» хору, его организм сам настраивается на пение, именно на музыкальных занятиях чаще всего можно услышать первые слова прежде не говорившего ребёнка.
Этнические танцы используются в лечебной педагогике как один из методов коррекционно-развивающей работы с «особым» ребёнком. Считается, что аутичный ребенок не может интегрировать информацию, поступающую по сенсорным каналам различной модальности, в единое целое. Используя, например, слуховое внимание, он игнорирует зрительные и тактильные ощущения, оказываясь не в состоянии соединить всю информацию в единое целое. Фольклорные музыка и танцы, «нагружая» ребенка движением, восприятием музыки и положительными эмоциями, позволяют включать и развивать зрительный, слуховой и тактильный каналы, выстраивая их для адекватной связи с окружающим миром. Обладая ярким рисунком и простым, четким и однообразным ритмом, т. е. четкой пространственной и временной организацией, фольклорная музыка и танцы притягивают аутичного ребенка, заражают своей жизнеутверждающей силой и свободой движений, дают возможность почувствовать себя частицей единой стройной системы и в результате получить огромный положительный эмоциональный заряд. Для аутичных детей, у которых внутренний контроль развит очень слабо, четко выстроенный ритм и пространство фольклорного танца создает внешнюю опору, концентрирует внимание, способствует обретению спокойствия и уверенности. Фольклорные танцы – это коллективное действие, в котором участвуют и дети, и педагоги. Во время танца ребенок учится взаимодействовать с партнером, ощущать его поддержку или, наоборот, помогать ему. В этот момент включаются и начинают гармонично взаимодействовать все психические сферы, участвующие в организации поведения человека (воля, эмоции, интеллект). Это способствует разрешению многих проблем – как двигательных, так и эмоциональных, познавательных, социальных.
Отличительной особенностью программы является охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст музыкальных занятий элементов ритмики и танца.
Данная программа адресована младшей группе детей с РАС, посещающим занятия на базе Регионального ресурсного центра по комплексному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра (далее - Ресурсный центр).
У детей, обучающихся по программе, отмечаются: проблемы в эмоциональной сфере, нарушения социального взаимодействия и способности к общению. Характерно явное стремление к одиночеству, ритуальные, стереотипно повторяющиеся формы поведения, манерность, угловатость движений, неадекватные реакции на сенсорные стимулы, страхи. Имеются трудности в усвоении социальных навыков, грубые нарушения познавательной деятельности. У некоторых детей наблюдается полное отсутствие речи, в отдельных случаях в речи наблюдаются нечленораздельные звуки. Дети затрудняются в понимании обращенной к ним речи (только элементарные команды - «садись, пойдем, возьми», не отличают съедобное от несъедобного (могут пробовать, поедать несъедобные предметы, не имеют сформированные представления о пространственных отношениях. Затрудняются в освоении простейших навыков самообслуживания (мытье рук, одевание, пользование столовыми приборами). Данные дети нуждаются в постоянном контроле и сопровождении взрослых в любом виде деятельности. Все особенности развития детей нацеливают на проведение занятий с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
В соответствии с Годовым календарным графиком Ресурсного центра определен объем Программы – 40 часов (1 час в неделю, 40 недель). Занятия проводятся в пяти учебных группах по 3-4 человека.
Обучение проходит в очной форме.
При реализации программы используются следующие методы:
-Словесные методы музыкального обучения (рассказы, словесные пояснения, беседы, комментарии);
- Наглядные методы музыкального обучения ( метод слуховой наглядности: прослушивание музыкальных произведений в записи или живом исполнении; метод двигательной наглядности: жестикулирование, мимические и пластические иллюстрации и т. д. ; метод зрительной наглядности: рассматривание иллюстраций, репродукций);
-Практические методы музыкального обучения (пение, танцы, музыкально-ритмические упражнения, игры на шумовых инструментах)
Срок освоения программы – 1 год
1.2. Цель и задачи программы
Цель – социализация детей с РАС, развитие общей и мелкой моторики, двигательной активности, коррекция недостатков развития музыкального слуха и чувства ритма.
Задачи:
Прививать навыки участия в коллективной творческой деятельности.
Формирование совместных целенаправленных произвольных действий.
Обучение, обогащение двигательного опыта через целенаправленное систематическое воздействие.
Учить согласовывать и координировать движения.
Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления).
Развивать чувства ритма, темпа, коррекция общей и мелкой моторики, пространственной ориентировки;
Развивать умение слушать музыку.
Развивать творческие способности личности.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№
Название разделов, тем Количество часов
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие 1 1
2 «Музыкальное приветствие»
1 1
3 Песенка с игрушкой 1 1
4 Игровое творчество 1 1
5 Игра на инструментах детского шумового оркестра
1 1
6 Ритмотерапия 1 1
7 Разучивание репертуара на тему «Осень» 1 1
8 Разучивание репертуара на тему «Осень» 1 1
9 Игрушка «в гостях» у ребят 1 1
10 Разучивание пальчиковых игр с музыкальным сопровождением 1 1
11 Игровое творчество 1 1
12 Ритмотерапия 3 3
13 Игра на шумовых инструментах 2 2
14 Разучивание репертуара к Новому году 1 1
15 Разучивание репертуара к старому Новому году 1 1
16 Зимние равлечения 1 1
17 Разучивание распевок и песен 3 3
18 Игрушка «в гостях» у ребят 1 1
19 Разучивание репертуара на тему «Весна» 1 1
20 Разучивание репертуара на тему «Весна» 1 1
21 Слушание классической музыки 1 1
22 Игровое творчество 1 1
23 Игра на инструментах детского шумового оркестра 1 1
24 Танцы с предметами. 1 1
25 Танцы с предметами 1 1
26 Песня - хоровод 2 2
27 Игрушка «в гостях» у ребят 1 1
28 Игровое творчество 1 1
29 Грустно – весело в музыке 1 1
30 Игра в оркестре 1 1
31 Игрушка «в гостях» у ребят 1 1
32 Слушание музыки 1 1
33 Песни о лете 2 2
Итого 40 40
Содержание учебно-тематического плана
Вводное занятие
Цели:
Выявить уровень актуального развития у ребёнка.
2. Хоровое пение
-Использование ритуала «музыкальное приветствие», «музыкальное прощание»
-Разучивание песен про игрушки (рыбка, котик, Петрушка, зайчик и т. д.) с использованием дидактического материала
-Воспроизведение знакомых звукоподражаний: «му-му, но-но, га-га, мяу и т. д.)
-Разучивание коротких игр с пальчиками в музыкальном сопровождении
-Разучивание попевок и небольших песен с голоса учителя
3. Восприятие музыки
-Развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать новые короткие песенки
-Знакомые попевки различать при выборе из двух
-Формирование навыка внимательно прослушать небольшую часть музыкального произведения.
-Формирование представления о жанрах: песня, колыбельная, марш.
-Ознакомление с силой звучания: громко, тихо.
-Ознакомление с темпами в музыке : быстро, медленно.
4. Игра на инструментах детского шумового оркестра
-Формирование интереса к звучанию музыкальных инструментов, эмоциональному восприятию музыки : «стук дождя» (барабаны, шорох листьев» (тамбурины, «звон капели» (треугольник)
-Формирование у детей предпосылок к общению со сверстниками : один ребёнок стучит, другие слушают.
-Формирование навыка прислушиваться к звучанию музыкальных инструментов : выполнять ходьбу, бег, марш под бубен, треугольник, барабан
- Формирование навыка игры ровными длительностями: деревянные коробочки, клавесы, ксилофоны, металлофоны
-Формирование навыка игры «глиссандо» : ксилофоны (в т. ч. «дрова», металлофоны, круговые трещётки, рубель
5. Музыкально- ритмические движения
-Формирование навыка построения в круг
-Движения в кругу:
• Хоровод спокойным шагом
• Быстрый шаг по кругу со сменой направления
• Выставление ноги на пятку, на носок
• Хлопки в ладоши, полуприседания, прыжки в кругу
• Лёгкий бег, поскоки по кругу, не держась за руки
1.4. Планируемые результаты
В результате обучения по программе ребенок : В результате обучения по программе у ребенка :
будет знать:
-названия музыкальных инструментов;
-названия основных типов движения;
-простейшие музыкальные термины;
будет уметь:
- слушать музыку и звучащие инструменты;
-выполнять несложные музыкально-ритмические и танцевальные движения;
-слушать и правильно выполнять инструкцию.
-слушать музыку до конца, узнавать знакомую мелодию;
-начинать и заканчивать игру в шумовом оркестре с началом и окончанием музыки по сигналу.
освоит:
-песни и танцевальные движения
-начальные формы познавательной и личностной рефлексии
- будут сформированы:
-коммуникативные навыки;
-навыки сотрудничества;
-навык понимания инструкции;
-будет установлен визуальный и телесный контакт;
-будут развиты:
-музыкально-ритмические способности;
-вестибулярный аппарат, слуховое внимание, двигательная память;
-общая и мелкая моторика;
-творческая фантазия и воображение;
-будет расширен лексический, вербальный, эмоциональный, двигательный потенциал.
2. Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. Календарный учебный график
Возраст обучающихся, класс Дата начала освоения программы Дата окончания освоения программы Количество учебных недель Количество учебных часов Режим занятий
4-7 лет 2 сентября 2019 30 июня
2020 40 40 1 раз в неделю
5-7 лет 2 сентября 2019 30 июня
2020 40 40 1 раз в неделю
3-7 лет 2 сентября 2019 30 июня
2020 40 40 1 раз в неделю
5-8 лет 2 сентября 2019 30 июня
2020 40 40 1 раз в неделю
9-10 лет 2 сентября 2019 30 июня
2020 40 40 1 раз в неделю
2.2. Условия реализации программы
При построении коррекционной работы с детьми с РАС, нужно использовать комплексный подход - это педагогическая, психологическая и медицинская помощь. Для успешной реализации программы необходимо установить эмоциональный контакт с ребёнком. Также педагог организует социально правильные способы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда должна учитывать особенности развития ребёнка с РАС, его интересы и компенсировать имеющиеся у него нарушения.
Педагог должен начинать занятие и заканчивать его определённым ритуалом и исключить все яркие предметы, которые могут вызывать негативную реакцию ребёнка.
У ребёнка должно быть постоянное его личное рабочее место, все вещи должны всегда быть на своих местах. Участники образовательного процесса должны следовать определённому распорядку. Малейшее выбивание из графика или изменение в обстановке может вызвать у аутистичных детей стресс.
Учебное, научно-методическое, дидактическое обеспечение:
Печатные пособия:
-портреты композиторов;
-портреты исполнителей;
-атласы музыкальных инструментов.
Дидактический раздаточный материал:
-карточки с признаками характера звучания;
-карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств;
-карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.
Информационно-коммуникационные средства:
-мультимедийные обучающие программы;
игровые компьютерные программы по музыкальной тематике.
Материально-техническое оснащение программы, средства обучения:
Просторное помещение для занятий (кабинет музыки).
Звукоусилительная аппаратура: музыкальный центр, мультимедийный компьютер со звуковой картой, звуковые колонки, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке, видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов, видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, видеофильмы с записью известных хоровых коллективов
Фортепиано (хорошо настроенный инструмент).
Музыкальные и шумовые инструменты:
1. Колокольчик на деревянной ручке (10 штук)
2. Маракасы детские любые (10штук)
3. Трещотки деревянные (2-3 штуки)
4. Барабаны детские (1-2)
5. Инструменты из оркестра Карла- Орфа)
6. Сультанчики спортивные разноцветные (20штук)
7. Набор из 3-х треугольников
Сценические костюмы.
2.3. Формы аттестации
Формой аттестации по программе является проведение открытого занятия, в ходе которого дети с РАС демонстрируют навыки игры на шумовых музыкальных инструментах, выполнения музыкально-ритмических упражнений, знание изученного музыкального материала (конспект открытого занятия прилагается).
Методами отслеживания результативности программы являются :
-педагогическое наблюдение;
-педагогический анализ выполнения творческих заданий, участия воспитанников в мероприятиях, активности обучающихся на занятиях.
2.4. Методические материалы
Методическое обеспечение программы представлено в виде таблицы:
Раздел или тема программы Формы занятий Приемы и методы организации образовательной деятельности (в рамках занятия) Дидакти-
ческий материал Техническое оснащение
занятий Формы подведения итогов
Хоровое пение
-Беседа
-Игра
-Путешествие в страну музыки -словесные методы музыкального обучения (рассказы, словесные пояснения, беседы, комментарии);
-наглядные методы музыкального обучения ( метод слуховой наглядности: прослушивание музыкальных произведений в записи или живом исполнении;
-практические методы музыкального обучения (пение)
Портреты музыкантов, композиторов, сюжетные карточки Музыкальный центр, синтезатор Рефлексия
«Цветные карточки»
Восприятие музыки Беседа
-Игра
-Путешествие в страну музыки -словесные методы музыкального обучения (рассказы, словесные пояснения, беседы, комментарии);
-наглядные методы музыкального обучения ( метод слуховой наглядности: прослушивание музыкальных произведений в записи или живом исполнении; метод зрительной наглядности: рассматривание иллюстраций, репродукций);
-карточки с признаками характера звучания;
-карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств;
-карточки с обозначением исполнительских средств выразительности Музыкальный центр, синтезатор Рефлексия
«Пейзаж»
Игра на инструментах детского шумового оркестра Беседа
-Игра
-Путешествие в страну музыки -словесные методы музыкального обучения (рассказы, словесные пояснения, беседы, комментарии);
-наглядные методы музыкального обучения ( метод слуховой наглядности: прослушивание музыкальных произведений в записи или живом исполнении; метод зрительной наглядности: рассматривание иллюстраций, репродукций);
-практические методы музыкального обучения (игра на шумовых инструментах)
-набор шумовых инструментов (ложки, маракасы, бубны) Музыкальный центр, синтезатор Рефлексия
«Дерево успеха»
Музыкально- ритмические движения Беседа
-Игра
-Путешествие в страну музыки и танца -словесные методы музыкального обучения (рассказы, словесные пояснения, беседы, комментарии);
-наглядные методы музыкального обучения ( метод слуховой наглядности: прослушивание музыкальных произведений в записи или живом исполнении; метод зрительной наглядности: рассматривание иллюстраций, репродукций);
-практические методы музыкального обучения (музыкально-ритмические упражнения)
Методические разработки музыкально-ритмических, фольклорных игр Музыкальный центр, синтезатор Рефлексия «Букет настроения»
3. Список литературы.
Основная:
Алвин Д., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. - М. : Теревинф, 2004
Захарова И. Ю. Танцы как метод лечебного воздействия // В сб. : «Особый ребёнок», вып. 4. - М., 2001
Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Никольская О. С., Аутичный ребенок. Пути помощи. М., Теревинф, 2014
Веракса Н. Е. Программа «От рождения до школы» Москва. Мозаика-Синтез, 2012
Выготский Л. С.
Дейвис Р. Д. Дислексия. : www.dysIexia.org.il
Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии педагогическая помощь. — М., 2008.
Иванов Е. С., Демьянчук Л. Н. , Демьянчук Р. В. Детский аутизм- диагностика и коррекция - СПб., Дидактика Плюс, - 2004.
Дополнительная :
Кокина А. Прикладной анализ поведения как метод обучения детей с аутизмом – М, 2005
Коэн Ш. Как жить с аутизмом? М: Институт общегуманитарных исследований, 2008
Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р. Дети с нарушениями общения : Ранний детский аутизм. — М., 1989.
Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. – Москва: Владос, 2003
Эрик Шоплер, Поддержка детей с аутистическими нарушениями от 0 до 6 лет, Минск, «Медисонт», 2009