Санина Ирина
Адаптация ребенка к детскому саду. Методика работы с детьми ясельного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация ребенка к детскому саду
Адаптация- это приспособление организма к новым или изменившимся условиям жизни.
Процесс адаптации ребенка к детскому саду сложен для всех его участников: самого ребенка, его родителей и педагогов. Поэтому работа в нашем детском саду ведется во всех трех направлениях поэтапно.
Публикация «Адаптация ребенка к детскому саду, Методика работы с детьми ясельного возраста» размещена в разделах
На первом этапе работа с детьми в первую очередь направлена на формирование представления о детском саде через просмотры мультфильма «Кошкин сад», игры «Детский сад для животных» (рекомендуемой для игры дома) до посещения ДОУ, диагностику готовности детей к ДОУ и прогноз адаптации.
Работа с родителями включает консультирование, семинары, игры, практикумы по вопросам адаптации и подготовки детей к детскому саду : «Что такое адаптация?», «Режим дня», «Питание ребенка», «Вредные привычки», «Общение детей раннего возраста», «Моменты расставания», «Семейное воспитание». Анкетирование родителей по вопросам навыков самообслуживания, индивидуальных особенностей малыша. Акцент консультирования делается на развитии у ребенка навыков общения и игры, так как именно игровая деятельность позволяет ребенку переключиться со стрессовой ситуации. А общительность ребенка позволит не впасть в стрессовую ситуацию, а вызовет положительный отклик на новизну.
На втором этапе родители с детьми попадают в группу кратковременного пребывания, где семьи воспитанников знакомятся друг с другом, педагогическим коллективом и оборудованием детского сада. Совместные встречи включают: игровые упражнения с единым сюжетом «В гостях у зайчихи», «Кот и мышата», «Мишка»; традиционные и нетрадиционные элементы арт-терапии «Пальчиком», «Печаткой»; артикуляционную гимнастику; пальчиковые игры; свободную игровую деятельность. Совместные занятия детей с родителями в условиях ДОУ позволяют наладить положительный контакт педагога с каждым ребенком и родителем, развивать у детей навыки совместного предметного взаимодействия и освоения пространства, формировать у родителей представление о значимых факторах облегчения периода адаптации.
Третьим этапом является постепенный вход ребенка в группу с учетом его индивидуальных особенностей темперамента, интересов. На этом этапе используются игры и занятия, направленные на снятие эмоционального напряжения и мышечных «зажимов», возникающих в результате сдерживания эмоций в течение дня. Положительный эмоциональный фон поддерживается с помощью пальчиковых игр, подвижных игр, сюрпризных моментов.
На всех этапах ведется наблюдение за самочувствием ребенка, его эмоциональным состоянием, аппетитом, режимом сна, взаимодействием со взрослыми, детьми и окружающими предметами.
В первые дни пребывания ребенка в детском саду все режимные процессы выполняются не спеша. Не стоит предъявлять к детям непосильных для требований. Обязательным считается соблюдение принципа постепенности. Так, на первом этапе работы с детьми, зная их особенности, не следует торопить их, чтобы каждый тратил столько времени на прием пищи, сколько ему требуется.
Методика работы с детьми ясельного возраста :
Игры и упражнения, чтобы переключить внимание детей:
1. Игры-проговаривания. Нужно проговаривать хором окончания начатых фраз. Например, «Ладушки», «Про сороку».
2. Игры с имитацией движений. Например, «Игры с пальчиками», «Заинька».
3. Словесные подвижные игры. Например, «Коза рогатая», «На птичьем дворе», «Петушок»
4. Игры для сенсорного развития. Мягкие модули.
5. Тактильные игры. Например, «Дождик капает», «Потягушки». Они снимают мышечное напряжение.
6. Игры в хороводе или в кругу.
7. Создавайте эмоциональные островки. Организуйте в групповой комнате разрозненные игровые и развивающие зоны – островки. Увлеките детей совместной деятельностью в микрогруппах. Так вы сможете быстро погасить негативные эмоции, которые возникли в одной из микрогрупп, занять расстроенных детей чем –то интересным и не привлечь внимания остальных.
8. Используйте музыкотерапию. Спокойная и негромкая знакомая детям музыка послужит для профилактики эмоциональных срывов и поможет успокоить плач. Музыкальный фон уместен, когда дети готовятся к занятиям, во время игровых пауз. Дети легче переносят утреннее расставание с родителями, если слышат в группе негромкую, но ободряющую музыку
(Утренняя гимнастика)
9. Устраивайте сюрпризы. Переключите внимание при помощи «волшебного сундучка» с предметами по возрасту, которые должны вызывать у детей неподдельный интерес. Это могут быть сказочные предметы, звучащие и шумящие игрушки, яркие арт- объекты.
10. Проявляйте артистизм. Отвлечь внимание плачущего ребенка поможет умение быстро перевоплотиться в сказочного героя. Создавайте образ с помощью мимики, пластики и голоса. Организовать игру, совместную деятельность, развлечение.
11. Пойте и танцуйте вместе с детьми.
Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важно совместная работа воспитателя и родителей. Для оптимизации процесса к условиям дошкольного учреждения также необходимо провести работу с семьей- дать квалификационные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, сформированности необходимых культурно- гигиенических навыков, навыков самообслуживание, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми).