Беликина Евгения
Адаптация 1 класса в специальной (коррекционной) школе
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в
приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Публикация «Адаптация 1 класса в специальной (коррекционной) школе» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Начальная школа. 1-4 классы
- Темочки
Обычно адаптационный период составляет от 1 до 2 месяцев. Дети, поступающие в 1 класс образовательного учреждения VIII вида имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т. д.
В физиологическом плане надо отметить, что в 6-7 летнем возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те которые требуют большой точности, поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений (письмо).
Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, но в целом большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительными, не свойственными для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Работоспособность ребенка резко падает через 25-30 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-ом уроке. Все это надо учитывать, имея в виду уже упоминавшуюся возбудимость детей.
Дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.
Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный момент в жизни каждого ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену играм приходят ежедневные учебные занятия, требующие напряженного умственного труда, активизации внимания, относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы и многое другое.
Психологи указывают, что для многих первоклассников, особенно для умственно отсталых, трудна адаптация, так как личность еще не сформировалась, способная подчиниться школьному режиму. Задача учителя – помочь ребёнку безболезненно пройти этот этап жизни, адаптироваться в новой школе, в новом классе, среди множества детей и взрослых, привыкнуть к их требованиям.
Понятие «адаптация» непосредственно связано с понятием «готовность ребенка к школе» и включает три составляющие: физиологическую, психологическую и социальную. Все составляющие тесно взаимосвязаны. Недостатки формирования одной из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассников, их работоспособности. Всё это необходимо учитывать в своей работе учителю и воспитателю.
Для сохранения здоровья учащихся и воспитания интереса к учебе на уроках проводятся физпаузы, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика, речетативы, игры на внимание, дидактические игры. Сменяются виды деятельности на уроке. Задания соответствуют возрастным нормам и др.