Юлия Голендухина
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада посредством игры
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада посредством игры.
«Детство - это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада посредством игры» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Младшая группа
- Темочки
В современных условиях в российском образовании все чаще поднимается проблема раннего развития ребенка, как наиболее актуальная проблема теории и практики педагогической науки. Как отмечают многие психологи и педагоги, именно в данный период формируются все те свойства и качества психики, которые являются основой для психического развития ребенка дошкольного возраста.
Согласно результатам исследований А. Валлон и Л. И. Божович специфику социальной ситуации развития ребенка раннего возраста определяет совместная предметно - игровая деятельность ребенка и взрослого. Игра — вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе.
Поэтому важнейшей задачей педагога, работающего в дошкольном образовательном учреждении с детьми раннего возраста, является создание условий, необходимых для развития предметной и игровой деятельности детей. Проанализировав работу нашего ДОУ за последние несколько лет, мы пришли к выводу, что процесс привыкания детей в период адаптации проходит более успешно, если в работе использовать как можно больше разнообразных игровых ситуаций.
Адаптация (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей и педагогов. Для того чтобы ребенок быстро и безболезненно адаптировался к условиям детского сада, необходимо учитывать его возрастные особенности. Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему.
По проекту модернизации дошкольного образования, актуальной является проблема увеличения мест в дошкольном учреждении путем открытия дополнительных мест, в том числе групп кратковременного пребывания. Такая группа в нашем детском саду успешно функционирует уже четвертый год. Хотелось бы поделиться некоторым опытом по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада посредством игры. Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Разнообразие игр в период адаптации хотелось бы разделить на три критерия. Всю работу построили по схеме – модульно.
Модуль «Веселись - улыбнись».
Цель: создание эмоционально-положительного настроения у детей.
«Хоровод»
Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились.
БУХ!
При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.
«Карусель»
Ход игры. Дети и воспитатель держатся за обруч и идут по кругу.
Еле-еле, еле-еле. Завертелись карусели,
А потом, потом, потом. Все бегом, бегом, бегом.
Затем следует команда «стоп». Бег замедляется.
Тише, тише, не спешите, Карусель остановите:
Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра.
На последней строке останавливаются и кладут обруч на пол.
«Солнечные зайчики»
Материал. Маленькое зеркальце.
Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.
Игру можно повторить 2-3 раза.
Модуль «Играем – привыкаем
» Цель: установить эмоциональный контакт
в
оспитатель
–
ребенок
-
родитель
,
помочь ребенку адаптиров
аться к условиям детского сада.
«Ласковое имя»
Ход игры. Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребёнка, стоящего в центре круга.
«Подари любовь и тепло»
Ход игры. Педагог приносит солнышко в корзинке и предлагает детям по очереди подержать его на руках. Дети обнимают солнышко, передавая, друг другу.
- Солнышко вас любит, дарит свет и тепло Кате, Саше. И вы, ребята, нежно обнимите его, и подарите ему свою любовь и ласку.
«Прятки с платком»
Ход игры : Педагог предлагает детям сесть в кружок на ковер. Достает большой платок и по очереди накрывает каждого ребенка, называя его по имени:
- Где Саша! Ку-ку! Ку-ку!
- Где Соня! Ку-ку! Ку-ку!
Открывая «спрятавшегося» ребенка:
- Вот Саша!
- Вот Соня!
Румяные щечки
Ход игры : игра проводится индивидуально. Взрослый просит ребенка показать различные части тела или лица.
- Покажи, где у Маши щечки? Покажи, где у Маши носик?.
Далее можно усложнить задание, предлагая ребенку уже не названия, а назначение части лица и тела.
- Покажи, чем Маша кушает? Чем Маша ходит? Чем Маша смотрит? Чем Маша слушает?
Модуль «Играй – доверяй»
Цель: повышение авторитета и доверия
к
воспитателю.
«Зеркало»
Оборудование: большое зеркало.
Ход игры : Занятие проводится индивидуально. Взрослый рассматривает вместе с ребенком его отражение в зеркале – лицо, тело, одежду.
- Кто там? Это наш Ваня. Покажи, где у тебя голова. А где волосы? Покажи пальчики. А где у тебя лежит платочек? Вот он в кармане. А где у Вани штанишки? Покажи, что у тебя на ногах. Это тапочки и т. д.
«Посидим, полежим!»
Ход игры : занятие проводится индивидуально. Взрослый вместе с ребенком рассматривает предметы мебели в помещении и просит показать их.
- Где стол? Где стул? Покажи! Где кровать? А где диван? И. т.
Далее можно не называя предметы мебели, указать их назначение.
- Покажи на чем ты будешь спать? А на чем будешь рисовать? На чем ты сидишь? И т. д. Если ребенок правильно находит и показывает предмет, взрослый хвалит его и называет предмет мебели.
- Правильно – это стол. За столом будем кушать. А это шкаф – там лежит одежда и т. д.
.
Требования к играм, проводимым в адаптационный период :
игры должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
не должны быть слишком длительными (лучше играть
с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);
должны использоваться копии реальных предметов, а не их заместители;
всем детям предлагаются одинаковые предметы;
инициатором игры выступает взрослый
В результате проводимых мероприятий по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, мы пришли к выводу, что дети стали охотно посещать дошкольное учреждение, с удовольствием идут на контакт с воспитателем и со сверстниками. Эмоциональный настрой малышей улучшился, дети стали более веселые, жизнерадостные. По нашим наблюдениям также снизилась заболеваемость детей. Поэтому процесс адаптации в нашем дошкольном учреждении проходит успешно.
Список литературы:
1. Белая К. Занятия с малышами в детском саду. - М. : Линка – Пресс, 2002.
2. Богусловская З. М. Развивающие игры для детей младшего возраста. - М. :Просвещение, 2000.
3. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1998.
4. Раннее детство : познавательное развитие. Методическое пособие/ Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина. - М. : Мозаика- Синтез, 2004
5. Реан А. А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ, сер. 6, вып. 3. - 1999. - №20.