Лариса Иваненко
Адаптация детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Иваненко Лариса Николаевна
Вопрос адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения очень актуален. Физическое и психологическое развитие, благополучное существование в детском саду и в семье зависит от того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам.
Публикация «Адаптация детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Важным событием стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников. Поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого ребенка: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.
Поступление ребенка в детский сад является важным периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для каждого ребенка - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Детям предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, новый стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новые помещения - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию.
Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования делают акцент на создание наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для ребенка, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и детей. Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.
В основе работы с детьми в период адаптации лежат психологические особенности каждого возрастного этапа развития, кризисные периоды, а также психологические новообразования. Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от возраста детей и от индивидуальных особенностей их нервной системы.
В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в психолого-педагогических работах Н. Д. Ватутиной, где рассматриваются особенности психологической адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребёнка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте. Исследователи отмечают, что в этот период ребенок особенно нуждается в помощи и поддержке со стороны педагогов.
По мнению некоторых авторов (О. С. Газман, Н. Б. Крылова, Н. Н. Михайлова и др., сущность педагогической поддержки проявляется в сотрудничестве педагога с ребенком. Для таких педагогов характерно доброжелательное отношение к ребенку, стремление адекватно оценить его возможности, понять мотивы поведения, стимулировать творчество, личностное развитие, а также возможность поддерживать социально благоприятный морально - психологический климат в группе детского сада.
Адаптация к детскому саду - это сложный процесс, сопровождающийся для ребенка стрессом и другими негативными последствиями.
Адаптация рассматривается как процесс, имеющий свою логику, динамику и т. д. Вместе с тем адаптация - это и результат этого процесса. Смысл адаптационного периода в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации менее болезненным и более интенсивным, а одним из условий этого является управляемость данным процессом.
Применительно к дошкольному учреждению именно педагог призван управлять адаптационным процессом, привлекая к этому родителей, всех сотрудников дошкольного учреждения. Взрослые несут ответственность за содержание жизни ребенка, соблюдение его прав и реализацию его возможностей.
Таким образом, под педагогической поддержкой мы рассматриваем фундаментальное понятие, заключающееся в оказании помощи ребенку в процессе определения его интересов и потребностей, реализации личностных возможностей в совершенно новых для него обстоятельствах.
В методической литературе даны педагогические рекомендации, как облегчить ребенку привыкание к новым условиям, учитывать возрастные и индивидуальные особенности, в какой мере считаться с его привычками и др. Однако, для того чтобы по-настоящему оказать своевременную эффективную помощь ребенку в период адаптации, необходима продуманная во всех деталях, система работы, построенная на знании возрастных и индивидуальных особенностей развития, определяющих поведение ребенка в процессе условиям детского сада.
Литература:
Газман О. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование. - 1998.
Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад. М. : Просвещение, 1983.
Журнал - Новые ценности образования 2007г. N 1Михайлова, Н. Н. Педагогическая поддержка как норма педагогической действительности / Н. Н. Михайлова. - С. 129-139
Журнал - Новые ценности образования. - 2006 г. N 1-2Крылова, Н. Б. Образовательная деятельность: разнообразие содержания и форм / Н. Б. Крылова. - С. 285-302