Оксана Долгополова
Психология детей младшего школьного возраста. Эссе «Адаптация ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Школа представляет собой этапный момент жизни ребенка. Это встреча с новым миром - загадочным, желанным, и, в то же время очень непростым. Ведь именно в начальной школе ребенок впервые станет субъектом социально-нормируемой деятельности, когда выполнять следует не только то что хочется, но и то, что нужно и именно так, как этого требуют взрослые- учителя. Большинство детей хотят идти в школу и это очень важно, ведь потребность "открывает" смысловую сферу индивида, делает его гибким и чувствительным к новым социально значимым влияниям и изменениям.
Публикация «Психология детей младшего школьного возраста, Эссе „Адаптация ребенка к школе“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Психология школьников
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Однако давно уже психологии известен факт, что желание первоклассников является очень поверхностным и необоснованным: ребенок хочет овладеть новой социальной ролью ("школьник", которая привлекает своей внешней атрибутикой (своя новая форма, портфель, книги, свой уголок для подготовки уроков) и ритуальностью - в школу идут все дети, там своя жизнь, по-видимому, увлекательная и интересная, с ролью школьника связано новое, более уважительное, "взрослое" отношение со стороны родителей и одногодок и тому подобное. Именно этого хочет будущий школьник. Но очень быстро оказывается, что все совсем не так.
1. Особенности младшего школьного возраста
К сожалению, пока не существует единственного и четкого определения понятий "функциональной", "психологической готовности", или "школьной зрелости", "школьной готовности".
Отдельной является проблема детей младшего школьного возраста. Оставаясь по уровню психического развития дошкольниками, многие из них ходят в школу и включаются в учебную деятельность. У детей младшего школьного возраста хранятся присущие дошкольному возрасту особенности мышления: доминирует непроизвольная память, в результате чего запоминается не то, что нужно, а то, которое интересно; специфика внимания позволяет производительно выполнять определенную работу лишь в течение 10-15 минут; преобладает стремление изучать новое, прежде всего, в наглядно-образном и наглядно-действенном аспектах и тому подобное. Однако важной особенностью психического развития детей младшего школьного возраста является острая чувствительность (сенситивность) как к усвоению морально-психологических норм и правил поведения, так и к овладению целями и способами систематической учебы. Познавательные мотивы в этом возрасте ситуативные и неустойчивые: во время учебных занятий они появляются и поддерживаются лишь благодаря усилиям педагогов. Оценка учебной работы воспринимается как оценка личности, потому негативные оценки вызывают тревожность, состояние дискомфорта, апатии.
По данным Максименко С. Д. и др. поведение еще неустойчиво, зависит от эмоционального состояния ребенка, который существенно усложняет взаимоотношения с однолетками и учителем. Цель достигается намного более успешно при игровой мотивации и оценке поведения однолетками (в случае командной игры). Формирование воли существенно связано с воспитанием мотива достижения цели. Все это нужно учитывать во время организации учебного процесса детей младшего школьного возраста, независимо от того, где он осуществляется - в подготовительных группах детских садиков или в первых классах школ. Учебные занятия с детьми младшего школьного возраста требуют игровых методов, "дошкольного" режима и тому подобное, а жесткие условия формализированной системы школьного обучения являются абсолютно недопустимыми. По данным психолого-педагогической науки, успешная учеба в школе возможна лишь при условии, что на момент вступления к ней ребенок приобрел соответствующее личностное, интеллектуальное и физическое развитие, которое обеспечивает его психологическую готовность к школе. Следовательно, квинтэссенцией всего развития дошкольного периода является психологическая готовность ребенка к школе.
С именем Захарова А. И. связывают появление самого термина "психологическая готовность ребенка к школе" о том, что развитие возможности руководить своим поведением составляет один из существенных моментов, которые образуют психологическую готовность ребенка к учебе в школе. Это же положение в своих исследованиях утверждала ученый В. К. Котырло. Она доказала, что у детей младшего школьного возраставозраста есть предпосылки для формирования волевой готовности. Характерной чертой этого периода является способность подчинения мотивов своего поведения. Это дает возможность ребенку руководить своим поведением, которое необходимо для того, чтобы включаться в совместную деятельность, принимать систему требований, которую ставит школа и учитель. Произвольность поведения - один из важнейших показателей готовности к учебе в школе. В связи с постепенным воплощением в жизнь программы школьной реформы перед родителями появляется вопрос, в каком возрасте лучше отдавать детей в школу. Ответить на этот вопрос можно лишь учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, а также уровень их подготовленности к школе.
В связи с этим в системе воспитания, перед тем, как принять ребенка к школе, ему предлагают пройти тест, который обнаруживает готовность ребенка к школе. На что же направлен этот тест? Во-первых, он определяет предметную готовность ребенка - умение читать, считать, писать. (Под чтением мы понимаем знание букв, способность их узнавать, складывать в составы и слова, и тому подобное; под писанием - способность ребенка к копированию образцов). Не менее важной, а под время и выдающейся является психологическая готовность. Именно она обеспечивает успешное включение ребенка к процессу школьной учебы и его эффективность. Поступив в школу, ребенок занимает новую социальную позицию - школьника.
Очень важной является мотивация ребенка занять эту позицию. Для его эффективного формирования необходимо поддерживать желание малыша "быть таким, как взрослый". Необходимо заблаговременно ознакомить ребенка с социальной функцией школы и ее режимом, учебными предметами, что их изучают в школе. Необходимо акцентировать внимание ребенка на привлекательных сторонах позиции школьника, которые открывают для него как новые права, что "приравнивают" его кое в чем к взрослым, так и новые обязанности, не всегда приятные, содержание которых должно выступать для него как еще одно свидетельство приближения к позиции взрослого. Эффективность этих мероприятий в значительной степени зависит также от того, как сами родители относятся к школе, свидетелем каких воспоминаний становится ребенок. Ребенок достаточно тщательным образом воспринимает всю информацию, которая приходит от родителей, даже если родители бессознательно недостаточно красиво высказались в адрес школы. Для формирования навыков общения с учителем, а также произвольности поведения ребенка, необходимо применять сюжетно-ролевые игры с взрослыми как ровными партнерами по игре, а на дальнейших этапах - совместную производительную деятельность с взрослыми. Сюжетно-ролевые игры обеспечивают установление позитивного эмоционального отношения к взрослому и переход ребенка от непосредственного импульсивного поведения к произвольной, опосредствованной правилами.
Дальше в совместной производительной деятельности у ребенка формируются специфическое отношение к взрослому как носителя образцов и путей деятельности, и переориентация из результата действия на способ действия. Формированию внутренней позиции ребенка как школьника, способствуют сюжетно-ролевые игры в школу. В процессе такой игры ребенок может непосредственно ознакомиться со школьным режимом, и правилами которых следует придерживаться. Однако их следует вводить постепенно, чтобы не перегрузить ребенка и не уничтожить его позитивной мотивации. О готовности может свидетельствовать желание ребенка играть роль не учителя, а ученика. Достаточно полезными являются также экскурсии к школе и общению со школьниками. Если Вы колеблетесь и не знаете или готов Ваш ребенок к учебе в школе, Вам следует обратиться к специалисту (психолога-консультанта, который сможет тщательным образом выучить данный конкретный случай и ответить на вопрос что Вас тревожат, а также указать на сильные стороны ребенка и на те, которые следует развивать. Тем не менее, если Вы решите отдать ребенка в школу в шесть лет, школьный режим должен быть похожий на режим детского садика, без чрезмерной перегрузки, должна быть комната для дневного отдыха, игровая комната, и тому подобное.
1. Психологическая готовность к школе
Психологическая готовность к учебе в школе - готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования в форме учебной деятельности - является сложным структурно-системным образованием, которое охватывает все стороны детской психики, а именно: индивидуально-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и умений, некоторые учебные навыки, способности. Это не сумма изолированных психических качеств и свойств, а их целостное единство, которое имеет определенную структуру. Когда говорят о структуре, то имеют в виду некоторую целостность, элементы которой связаны друг из друга определенным образом, при этом важны и связи элементов, и их особенности. В начале школьной учебы успешность усвоения знаний во многом зависит от уровня развития отдельных индивидуальных качеств ребенка, мотивов учебы, способности воспринимать задание. Они, конечно же, взаимозависимые, но связи эти формируются в дошкольных видах деятельности, содержание и организация которых отличаются от содержания и организации учебной деятельности в школе. Поэтому структура индивидуальных качеств ребенка к началу школьной учебы еще мало приспособлена для учебы. Психологическая готовность к систематической учебе в школе - итог всего предыдущего развития ребенка в дошкольном детстве.
В исследованиях психологов отмечается, что наиболее общим показателем готовности ребенка к школе является стойкое позитивное отношение к школьной учебе. Если ребенок безболезненно перешел к новым требованиям, если учеба дается ему относительно легко, если у него не теряется интерес к обучению, а наоборот, укрепляется и развивается, в этом случае можно говорить о полноценной психологической подготовке ребенка к школе. А кто же такие неготовые к школе? Какие же причины этого явления? В зарубежной и отечественной литературе понятия готовности к началу учебы рассматривается с разных позиций: паспортного, биологического возраста, психологической и социальной зрелости.
Одни ученые достаточным критерием "школьной незрелости" считают расхождение паспортного и биологического возраста. Другие предоставляют этому критерию меньшего значения, а убедительнее считают объективное рентгеновское обследование и установление таким образом костного возраста. Более широко подходят к вопросу те исследователи, которые рассматривают "школьную незрелость" как неправильное развитие всей личности ребенка. Наиболее полное определение готовности детей к учебе в школе с этой точки зрения дала А. Анастази, которая считает, что готовность к школе означает овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для усвоения школьной программы личностными качествами. В иных случаях школьная зрелость отождествляется с умственными способностями ребенка. В то же время ряд ученых подчеркивает, что "неготовые дети" это вовсе не умственно отсталые, хоть среди них часто встречаются дети с незначительными нарушениями языка, слуха, зрения. У "незрелых" отмечают недостаточную самостоятельность, заторможенность, отсутствие четкого понимания требований, которые требуются, заниженная работоспособность и повышенная утомляемость, отставание моторики и языковые нарушения.
Во многих работах отмечается, что незрелость детей находится в тесной взаимосвязи с состоянием матери во время беременности и родов, культурным уровнем родителей и рядом социальных факторов, из них важнейшие - неблагополучие семьи, низкий образовательный фактор родителей, плохие бытовые условия. Исследования, проведенные отечественными учеными, дают возможность утверждать, что "школьная зрелость" - это тот уровень морфологического и функционального развития, который позволяет сделать вывод, что нагрузки будут доступны для ребенка. Интересное исследование относительно готовности к школьной учебе было проведено в 80-х годах на основе теста Керна-Йирасека. Оказалось, что количество "неготовых" по данному тесту детей разное и обусловлено особенностями их жизни и воспитания. Это связано с укладом жизни и особенностями семейного воспитания, недостаточным охватыванием системой дошкольных заведений. Во многих отечественных и зарубежных литературных источниках отмечается влияние неблагоприятных условий жизни в семье на формирование готовности ребенка к учебе в школе и уровню состояния его здоровья.
Таким образом, в психолого-педагогической литературе понятие "неготовность к школе" трактуется: 1) как школьная "незрелость" - недостаточный уровень морфологического и функционального развития ребенка; 2) как педагогическая неготовность ребенка к школе - его педагогическая запущенность; 3) как неготовность психической сферы ребенка - психологическая неготовность. Следовательно, психологическая готовность к школьной учебе проявляется в сформированности основных психических сфер ребенка : мотивационной, эмоционально-волевой, умственной, которые в целом обеспечивают успешное овладение учебным материалом. Проблема готовности ребенка к учебе в школе была сформулирована как проблема несколько десятилетий тому, а существовала всегда.
Заключение
Таким образом, можем сделать такие выводы. Адаптация - очень важный процесс. Результатом адаптации является превращение (эволюция) системы качеств лица, умений и навыков, обеспечивающих успешность дальнейшей жизнедеятельности ребенка в школе. Особенное значение адаптация младших школьников должна представлять для учителей и родителей, на которых ложится вся ответственность за их воспитанников и детей, будущих подростков. Лишь успешная адаптация в младшем возрасте содействует дальнейшему развитию ребенка как личности в будущем.