нелли пономаренко
Адаптация детей к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
Пономаренко Нелли Борисовна
Заведующий ДОУ
Муниципальноедошкольное образовательное учреждение детский сад ко «№ 32 «Золотое зернышко» п. Учебный Ершовского района Саратовской области»
Публикация «Адаптация детей к ДОУ» размещена в разделах
Адаптация (от лат. Adaptare – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Переход из условий внутриутробного ко внеутробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма - кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т. е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Здоровый новорожденный имеет такой уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внешних условиях.
Также как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание и совершенствование в течение последующего развития малыша. В рамках этой системы уже после рождения у ребенка формируется и возможность к социальной адаптации (по мере того, как ребенок овладевает окружающей его социальной средой). Это происходит одновременно с формированием всей функциональной системы высшей нервной деятельности и психики ребенка и тесно связано с возникновением поведенческих реакций, диктуемых требованиями семейной среды. Если эти требования меняются, ребенок попадает в трудное положение, ему надо привести привычные формы поведения в соответствие с новыми условиями жизни.
Период привыкания детей – неизменно сложный процесс, приводящий или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).
Как показывают исследования, постепенный переход ребенка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям.
К основным критериям адаптации относятся :
• поведенческие реакции;
• уровень нервно – психического развития;
• заболеваемость и течение болезни;
• главные антропометрические показатели физического развития.
Учитывая индивидуальные особенности ребенка, воспитатели смогут быстро найти и индивидуальный подход к нему.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса :
1. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе (снижение веса, частые респираторные заболевания, нарушение сна, снижение аппетита, проблемами в речевом развитии) и длится в среднем один месяц.
2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка. Постепенно уменьшаются изменения в деятельности разных систем, но это происходит не синхронно. В первую очередь нормализуется аппетит. Длится фаза три – пять месяцев.
3. Период компенсации или адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, нормализуются все регистрируемые показатели. В результате дети к концу учебного года начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.
Характер и особенности течения первых двух фаз позволили классифицировать адаптацию по степени тяжести :
1. Легкая адаптация : ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение одной – двух недель. Заболеваемость или не возникает, или не более одного раза сроком до 10 – ти дней, без осложнений.
2. Средняя адаптация : в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность, беспокойность сна. Этот период длится 20 – 40 дней. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 – ти дней.
3. Тяжелая адаптация : длится от 2 до 6 месяцев. Ребенок начинает повторно болеть, теряет в весе, появляются патологические привычки: грызение ногтей, сосание пальца, стойкий энурез.
Таким образом, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблема адаптации детей. Стремиться к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждать и не допускать проявлений тяжелой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду - важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.