Венера Амирова
Конспект занятия «Знакомство с Мезенской росписью» для старших дошкольников
Конспект НОД по теме «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с трудом мезенских мастеров».
(область «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»)
«Выставка мезенской утвари».
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с Мезенской росписью“ для старших дошкольников» размещена в разделах
Цель: Познакомить детей с трудом мезенских мастеров, с историей промысла, особенностями, технологией изготовления изделий.
Задачи:
- Познакомить дошкольников с историей промысла. Помочь овладеть первоначальными представлениями об атрибутах северной национальной культуры: предметы быта, домашней утвари, пояснить их хозяйственное предназначение.
- Дать представление об основных средствах выразительности. Рассказать о символичности её элементов.
-Вызвать в душе детей эмоциональный отклик на красоту и самобытность изделий, желание выразить словом своё понимание, свою оценку формы, строения, цветовой гаммы росписи. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.
- Поддерживать у детей интерес к историческому прошлому своего края.
- Учить прорисовывать простейшие элементы, запомнить их названия, находить их в композиции на готовых изделиях.
- Развивать точность движения руки, уверенность в своих силах.
Методы и приё мы: рассказ воспитателя о промысле, художественное слово, вопросы, объяснения, образцы элементов мезенской росписи, показ прорисовки простейших элементов, дидактическая игра.
Ход:
Сегодня, ребята, мы с вами рассмотрим работы мезенских мастеров.
В России много лесов, и поэтому в разных местах страны делают вещи из дерева. Превращать обычные вещи в необычные могут только настоящие умельцы. Посмотрите какие красивые деревянные изделия с росписью, их изготовляют нас на Севере. Вещи разные, нужные в хозяйстве. Это кухонные доски (показывает, одна сторона которых украшена ярким узором, а на другой можно резать овощи и другие продукты. Материалом для росписи являлись краски – черного и красного (кирпичного) цветов. Инструментом – круглые кисти – тонкие и средние. Если такую нарядную доску повесить на стенку, она украсит кухню. - А какие вы еще видите предметы домашней утвари?
- Правильно, солонки, коробки для специй, подносы, деревянные ложки. Но не только для кухни изготавливают мезенские мастера разные предметы. Они делают расписные шкатулки для хранения всяких мелких вещей: пуговиц, ниток, украшений (показывает, ковши, стаканчики для карандашей и т. д. А это – прялка. В старину с ее помощью пряли нитки.
Рассказ воспитателя о промысле, его истории, географии, о процессе изготовления предметов (с использованием художественного слова).
Совместно с детьми в процессе рассматривания выделяем основные средства выразительности изделий (цвет, рисунок, композиция.)
Рассказ воспитателя о том, что каждый элемент узора что – то обозначает. Показ образцов простых элементов мезенской росписи.
Дидактическая игра «Найди лишний» (3 мезенских изделия, 1 городецкое)
Цель: закрепление знаний старших дошкольников о мезенской росписи, об основных средствах выразительности.
Дидактическая игра «Найди элемент узора».
Цель: учить вычленять элементы из целой композиции на готовом изделии. Развивать сосредоточенность, быстроту реакции.
Вопросы на закрепление знаний о мезенской росписи :
- Что особенно было интересным для вас?
- О чем вы расскажете родителям дома?
- Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему? И т. д.
А хотите и вы сделать какое-нибудь чудо. Попробуем сами стать мастерами? Давайте распишем вот эти ленточки. Начнем с самых простых элементов.
Обращаю внимание на образцы, на которых нарисованы различные виды линий: горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые, спиральные, затем овалы, кружочки, крестики, звездочки.
Объяснение последовательности выполнения элементов росписи на доске.
Мастера скорей за дело,
Украшай полоски смело,
Составляй любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Самостоятельная работа детей под спокойную народную музыку (помощь затрудняющимся детям, инд. раб.)
Анализ. Ребята, подойдите ко мне, полюбуйтесь своими работами. Какие труды – такие и плоды.
Как называется эта чудная роспись на ваших ленточках и почему ее так стали называть,Амира?
Что можно расписать этой росписью,Самир?
Какие элементы мезенской росписи вы использовали в своей работе?
Краски какого цвета вам понадобились что бы украсить ленточки?
Найдите самую яркую ленточку (аккуратную). и т. д.
Воспитатель: Вот закончилась игра! Молодцы, вы мастера!