наталья кипайкина
Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической ОД по автоматизации звука [Ц] у детей 4–7 лет
Тема: «Звук Ц» («Автоматизация звука Ц в обратных слогах, словах, предложениях и текстах, содержащих обратные слоги с Ц)
Цель: Автоматизация звука Ц в обратных слогах, словах, предложениях и текстах, содержащих обратные слоги с Ц.
Задачи:
1. Тренировать правильное произношение изолированного звука Ц, а так же произношение обратных слогов, слов, предложений и текстов с обратными слогами, содержащими Ц.
2. Тренировать детей в подборе родственных слов;
3. Тренировать детей в составлении простых предложений;
Публикация «Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической ОД по автоматизации звука [Ц] у детей 4–7 лет» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
4. Развивать пальчиковую и артикуляционную моторику;
5. Развивать фонематический слух ;
6. Тренировать детей в согласовании числительных с существительными;
7. Развивать навыки звукового анализа и синтеза обратных слогов;
8. Развивать память, мышление;
9. Воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели, целеустремленность.
Оборудование:; набор карточек для проведения артикуляционной гимнастики на звук Ц; карточки для характеристики звука Ц, дидактическое пособие для проведения звукового анализа слога; мяч, набор для составления схемы предложения, картинка или игрушка СКВОРЕЦ ПЕВЕЦ, лабиринт «Помоги скворцу добраться до скворечника».
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Этапы НОД
Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности
Речевое развитие Речевая деятельность 1. Организационный момент
Логопед : Малыш, послушай, и скажи, какое слово тут лишнее:
СКВОРЕЦ, СИНИЦА, ГОЛУБЬ, ВОРОБЕЙ
Логопед : Молодец! СКВОРЕЦ – это перелетная птица, остальные – зимующие. К нам в гости сегодня прилетел скворец. А зовут его ПЕВЕЦ! Как ты думаешь, почему? (Он красиво поет).
Какой звук спрятался в конце этих слов: СКВОРЕЦЦЦ, ПЕВЕЦЦЦ (звук Ц). Сегодня мы будем выполнять задания нашего гостя и работать со звуком Ц.
Физическое развитие
Речевое развитие Двигательная деятельность
Речевая деятельность 2. Пальчиковая гимнастика
Логопед : Давай сыграем в пальчиковую игру «Скворец»
Скворец в скворечнике живет.
И песню звонкую поет.
(Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка, а большие пальцы загнуты вовнутрь).
Физическое развитие Двигательная деятельность 3. Артикуляционная гимнастика
Логопед : Покажи СКВОРЦУ ПЕВЦУ, как ты умеешь делать артикуляционную гимнастику.
Комплекс упражнений на свистящие звуки.
Речевое развитие Речевая деятельность 4. Изолированное проговаривание звука.
Логопед : СКВОРЕЦ ПЕВЕЦ хочет загадать тебе загадку:
За прилавком магазина
Где красивая витрина,
Покупателей он ждет
И товары продает.
(Продавец)
Логопед : Правильно. А какой последний звук в этом слове? (ЗВУК Ц)
Давай проговорим несколько раз Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц.
Речевое развитие Речевая деятельность 5. Анализ артикуляции звука
Логопед : Как мы произносим звук Ц?
- Губы улыбаются
- Зубки заборчиком
- Язычок горочкой
-Кончик языка упирается в нижние зубки
- Выпускаем резкую воздушную струю ТСССССССС
Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Ц и может самостоятельно рассказать, как мы произносим звук Ц.
Речевое развитие Речевая деятельность 6. Характеристика звука
Логопед : Какой звук Ц?
Звук Ц – согласный, всегда твердый, глухой, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков) .
7. Связь звука с буквой.
Звук Ц обозначается буквой Ц. (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем).
Физическое развитие Двигательная деятельность 8. Физкультминутка – игра с мячом
Физкультминутка «Скворцы»
Ой, летали скворушки- скворцы.
Все летели, песни распевали,
Крыльями махали.
(Махи руками)
Стайкою на землю сели,
Червячков они поели.
(Развернуться в сторону кормушки)
Клю, клю, клю, клю,
(Сесть на корточки)
Клю, клю, клю, клю,
Как я червячков люблю.
(Указательными пальцами постучать по полу)
Перышки почистим,
Чтобы были чище.
(Руками потереть предплечья, как бы обнимая себя)
Вот так, вот так, Вот так, вот так,
Чтобы были чище.
Прыгаем по веткам,
Чтоб сильней стать деткам.
(Развернуться в сторону деревьев за окнами)
Социально-коммуникативное развитие Игровая деятельность 9. Развитие фонематического слуха
Логопед : СКВОРЕЦ ПЕВЕЦ хочет сыграть с тобой в игру «Поймай звук» - как услышишь слово со звуком Ц – положи синюю фишку.
ЗАЯЦ, ОСА, МОЛОДЕЦ, ЛИСА, ПЛАТЬЕ, КОЛОДЕЦ,, ОЧКИ, СКВОРЕЦ, и др.
10. Автоматизация звука в слогах и словах
Логопед : Давай выучим чистоговорки:
АЦ-АЦ-АЦ – у меня матрац
ИЦ-ИЦ-ИЦ – очень острый шприц
ИЦ-ИЦ-ИЦ – прилетело много птиц
ИЦ-ИЦ-ИЦ – много теплых рукавиц
ЕЦ-ЕЦ – ЕЦ – зеленый огурец
ЕЦ-ЕЦ-ЕЦ – Сеня молодец
ЕЦ-ЕЦ-ЕЦ – закончим наконец!
Познавательное развитие Умственная деятельность 11. Звуковой анализ/синтез
Не делается – слишком сложные слова (можно еще раз сделать звуковой анализ обратного слога (ИЦ, АЦ, ОЦ, УЦ)
12. Автоматизация звука в предложениях и текстах
Логопед : Повтори за мной предложения:
У Вовы ранец.
У Сени отец - пехотинец.
А у Сани отец – певец.
Собака кусает за палец, особенно за мизинец.
Во дворе колодец.
Ваня поит овец.
У Маши леденец.
В кустах заяц.
Вова – хороший пловец.
Колодец глубокий.
Мой дядя – кузнец.
Выбей матрац.
Возьми огурец.
Продавец продал перец.
Морозец румянит людей.
Я порезал мизинец.
Теперь там рубец.
Зиме конец, прилетел скворец.
Выучи стихотворение про СКВОРЦА ПЕВЦА.
Нам в хозяйстве помогает и охотно заселяет
Деревянный свой дворец темно-бронзовый СКВОРЕЦ!
Речевое развитие Игровая деятельность 13. Игры на развитие ЛГСР и связной речи
Логопед : СКВОРЕЦ ПЕВЕЦ просит, чтобы ты вспомнил, про кого он загадал тебе загадку? (ПРО ПРОДАВЦА).
Давай подберем к этому слову родственные слова? (ПРОДАВЕЦ, ПРОДАВЦЫ, ПРОДАВАТЬ, ПРОДАТЬ, ПРОДАВЩИЦА, ПРОДАЮЩИЙ и др.)
Давай сыграем в игру «1-2-5-9»
ОДИН ПРОДАВЕЦ, ДВА ПРОДАВЦА, ПЯТЬ ПРОДАВЦОВ, ДЕВЯТЬ ПРОДАВЦОВ.
Составь предложение со словом ПРОДАВЕЦ (ПРОДАВАТЬ, ПРОДАВЦЫ).
Давай составим схему этого предложения.
Познавательное развитие Игровая деятельность Познавательная деятельность 14. Игры на развитие ВПФ
Логопед : СКВОРЕЦ ПЕВЕЦ принес тебе лабиринт. Помоги СКВОРЦУ добраться до скворечника. (см. ниже).
Речевое развитие Речевая деятельность 15. Итог НОД
Логопед : Какой звук мы тренировались сегодня произносить? (ЗВУК Ц)
Какой это звук? (СОГЛАСНЫЙ, СВИСТЯЩИЙ, ГЛУХОЙ, ВСЕГДА ТВЕРДЫЙ)
Что тебе больше всего понравилось на занятии? Кто к нам приходил в гости?
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Речевая деятельность Изо-деятельность 16. Домашнее задание
Выучить стихотворение про СКВОРЦА.
Нарисовать рисунок к стихотворению.
Социально-коммуникативное развитие Трудовая деятельность 17. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД