МААМ-картинки

Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Елена Сидорова
Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 63 «Маленькая страна»

I ЧАСТЬ

«Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

адаптированная программа

Подготовила: Сидорова Елена Альбертовна

Музыкальный руководитель

Содержание.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Публикация «Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах

1.1. Нормативно-правовая база.

1.2. Принципы и подходы к формированию программы:

1.3. Принципы реализации программы:

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА

4. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

4.1. Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в современной педагогике и психологии.

4.2. Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального творчества.

4.3. Условия успешного развития творческих способностей

дошкольников 5-7 лет средствами театрального искусства.

4.4. Влияние театрализованной деятельности на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

4.5. Методика развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1. Нормативно-правовая база.

Адаптированная образовательная программа по развитию музыкальных способностей средствами театрализованной деятельности разработана в соответствии с нормативными документами:

Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155;

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»);

Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада № 63 комбинированного вида»;

Программа ориентирована на детей в возрасте от пяти до семи лет и реализуется на государственном языке Российской Федерации.

1.2. Принципы и подходы к формированию программ.

Принципы подхода к формированию программы отражены в ФГОС дошкольного образования, а именно:

1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека, (самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства, как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду);

2. Уважение личности ребенка.

3. Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.

4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников учреждения (организации) и детей.

Программа направлена:

1. На создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

2. На создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

1.3. Принципы реализации программы.

Программа опирается на принципы построения общей дидактики:

Принцип универсализма: привлечение ребёнка к разнообразным видам музыкально-театрализованной деятельности.

Принцип системного, целостного и динамического изучения ребёнка: опора на зону ближайшего развития с учётом актуального уровня развития ребёнка (концепция Л. С. Выготского).

Принцип дифференциации: организация обучения и развития детей с учётом уровня актуального развития каждого ребёнка.

Принцип сотрудничества: формирование личности ребёнка происходит в сотрудничестве и совместной деятельности всех специалистов ДОУ, детей и родителей.

Принцип оптимализма: организация деятельности педагога и ребёнка строится на основе изучения, прогнозирования, поддержки развития ребёнка в заданных условиях среды обитания. Конечная цель педагога - развитие потребности ребёнка в саморазвитии.

Принцип комплексности: решение любой педагогической задачи с учётом всех факторов (состояние здоровья ребёнка, оказывающее влияние на его работоспособность, интересов, потребностей, уровня развития ребёнка, сложности задачи).

Принцип культуросообразности: опора в воспитании и развитии детей на общечеловеческие ценности, знакомство с национальной культурой, историческим и культурным достоянием региона.

Принцип гуманизации: ориентация педагога на личность ребёнка, обеспечение условий для творческого, интеллектуального развития детей, проявления уникальности каждого ребёнка, выработка индивидуального стиля деятельности воспитателя, возможность проявить своё творческое «я».

Принцип преемственности между двумя ступенями образования: учёт запросов следующего звена образовательного процесса - начальной школы.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок!»

В. Сухомлинский.

Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет федеральных государственных стандартов к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации заставляет пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. Так, в педагогических исследованиях заметно акцентируется необходимость применения гибких моделей и технологий образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка, привлекательные для детей формы организации деятельности.

Соответственно для улучшения качества развития музыкальных способностей, возникает необходимость интеграции музыкальной деятельности с другими видами детской деятельности.

Авторы Н. А. Ветлугина, Е. Р. Ильина, Е. В. Тихонова, Е. Н. Федорович в своих работах выявили особенности музыкального развития дошкольников и пришли к выводу, что именно в период дошкольного детства, дети интенсивно накапливают музыкальные впечатления, проходят огромный путь развития музыкального восприятия - от простейшего различения ярких красок, форм, звуков к более активному осознанию красивых гармоничных сочетаний, к дифференциации звуковысотных и ритмических соотношений в музыке, разнообразия форм. У детей постепенно формируется художественный вкус, развиваются музыкальные способности.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, которые дают возможность успешно реализовать свой внутренний потенциал. В психологии наиболее признана теория А. Леонтьева, С. Рубенштейна, Л. Выготского в том, что способности не возникают на голом месте, а обусловлены внутренними задатками - анатомо-физиологическими особенностями личности, и их развитие зависит от среды, социальных условий, деятельности… более того, в деятельности они и проявляются. А, значит, организация деятельности является условием для развития способностей. Для того, чтобы выявить направленность способностей, необходимо погружать ребёнка в разные виды деятельности. В. Теплов отмечает, что начало развития творческих способностей падает на дошкольный возраст. Это первоначальная ступень в развитии творческой деятельности личности.

В музыкальной деятельности дошкольников выделяют следующие виды:

• музыкальное восприятие - восприятие, направленное на постижение, осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство;

• исполнительство - воспроизведение элементарных мелодий (голосом, на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движений;

• творчество - песенные, танцевальные, инструментальные импровизации;

• музыкально-образовательная деятельность - усвоение элементарных знаний о музыке, которые позволяют осваивать все виды музыкальной деятельности.

Особое место в обучении детей и развитии творческих способностей занимает игра. Театрализованная деятельность - это, тоже своеобразное игровое пространство, где обострено музыкальное восприятие, связанное с переживанием, различением, узнаванием, созданием нового музыкального образа

Общими чертами музыкальной и театрализованной деятельности являются средства выразительности: интонационная выразительность и особенности развития художественного образа. Каждая из них имеет свои специфические средства выражения, которые в условиях взаимосвязи делают музыкальную деятельность увлекательной, яркой, расширяют возможности для творческих проявлений.

В процессе объединения музыкальной и театрализованной деятельности создаются благоприятные условия для творчества детей. Ребенок не просто сочиняет песенную импровизацию, а делает это, беря на себя определенную роль, занимает определенную игровую позицию, т. е. сочиняет в естественных для него условиях игры. Опора на средства выразительности помогает ребенку не только более полноценно воспринимать музыку, но и реализовывать эмоциональное отношение к ней через речевую и музыкальную интонацию, через пластику, движение.

Музыкальный образ позволяет ребенку расширить границы его фантазии, стимулирует творческий поиск выразительности движений. Движения под музыку помогают ребенку определить характер образа литературного произведения и выразить свои переживания. Музыкально-театрализованная деятельность предоставляет ребенку возможность проявлять инициативу и самостоятельность при выборе образа для своего героя.

Новизна:

В основу программы положен принцип интеграции образовательных областей и видов искусств, т. к. это является обязательным условием ФГОС. Интеграция в системе специально организованной деятельности объединяет эти средства и очень актуальна сегодня. Интегрированная деятельность способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, мир красок и звуков.

Использование в специально организованной деятельности элементов театрализации позволит развить у детей умение активно, творчески действовать в процессе инсценирования литературных произведений и музыкальных композиций, что говорит о качественном развитии музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности.

Практическая значимость определяется возможностью использования данного материала педагогами дошкольных образовательных организаций.

Данная программа рекомендована для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Занятия по специально организованной музыкально-театрализованной деятельности рекомендуется проводить один раз в неделю, как дополнительное к основным музыкальным занятиям (продолжительность занятия – 25мин., всего 4 занятия в месяц, т. е. 36 занятий в год). Так же возможно использование данной программы порциально (на уровне методов и приёмов) в непрерывной образовательной деятельности, дополняя её элементами театрализации.

3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА.

Програмно - методическое сопровождение к «Примерной обще-образовательной программе дошкольного образования» под редакцией Н. Е. Вервксы, Т. К. Комаровой, М. А. Васильевой, а именно: методические рекомендации М. М. Борисовой «Музыкальные игры и игровые упражнения», «Музыкальное воспитание в детском саду» М. Б. Зацепиной, Г. Е. Жуковой; "Программа по ритмической пластике для детей" А. И. Бурениной; Программа "Ладушки" И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.

Методические рекомендации Н. Ф. Сорокиной «Театр – творчество – дети», «Организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Э. Г. Чуриловой, системы творческих игр и этюдов А. Е. Антипиной и М. Д. Маханёвой, которые раскрывают влияние театрализованной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников и является универсальным и эффективным инструментом развития творческих способностей детей и используется в педагогике уже давно, не теряя своей актуальности.

Исследования JI.JI. Бочкарёвой, В. В. Домогацких, С. П. Козыревой, М. В. Колосовой, Е. А. Пелих, М. Д. Сосницкой, Е. Н. Трусовой, о взаимосвязи музыкальной деятельности дошкольника с другими видами художественной деятельности, дают возможность использования в музыкальном воспитании, элементов театрализованной деятельности, что позволит решить многие педагогические задачи, касающиеся развития музыкальных и творческих способностей детей.

[

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио»Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио» Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио» Автор: Шубенкова.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами оригами Пояснительная записка Детям очень нравится работать с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвётся, мнётся,.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Представляю вашему вниманию выпускную аттестационную работу по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»,.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Опубликовано: 30 марта 2022 в 09:03
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД