Любовь Русын
Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников (1 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения,
самыми главными мастерами, формирующими разум и
мысли малышей, являются мать и отец».
В. А. Сухомлинский.
Семья и детский сад должны объединить свои усилия в деле воспитания подрастающего поколения, учитывая преимущества и недостатки каждого и возможности взаимной компенсации.
Публикация «Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников (1 часть)» размещена в разделах
Сегодня, задача, которая ставится перед детским садом в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом «Повернуться лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка».
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.
С точки зрения взаимодействия детского сада и семьи в воспитании детей, оказании помощи родителям представляют интерес данные, полученные В. И. Безлюдной в работе "Взаимодействие детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками". Автор убедительно показывает, что ни семья, ни дошкольное учреждение не могут изолированно решить задачу преодоления отклонений ребенка в отношениях со сверстниками, которые связаны с условиями жизни и воспитания детей именно в семье.
Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит прежде всего от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей.
Психологи, специалисты по ораторскому искусству констатируют, что устное выступление педагога, непосредственное общение с аудиторией имеют большие преимущества перед просмотром родителями телепередач и прослушиванием радиопередач, чтением книг (А. А. Леонтьев, Е. А. Ножин, Н. И. Мехонцев).
В ряде работ педагогов (Е. П. Арнаутова, В. М. Иванова, В. П. Дуброва) говорится о специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям, где сочетаются две функции - формальная и неформальная. Воспитатель выступает в двух лицах - официальным лицом и тактичным, внимательным собеседником. Его задача - преодолеть позицию
назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный тон. Авторы выявляют причины трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями. К ним относятся низкий уровень социально-психологической культуры участников воспитательного процесса; непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения; несформированности у них "педагогической рефлексии", игнорирование ими того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольные учреждения, а именно они выступают социальными заказчиками; недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей - об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка. Педагоги зачастую относятся к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания.
По мнению авторов, детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой. Родители должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы. Если родители наблюдают детей в новой обстановке, они и воспринимают их "другими глазами".
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал:
"В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей". Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества [1, с. 125].
Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Так, в Законе РФ "Об образовании" говорится, что "государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье".
В этом Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель.
В 90-х годах, в соответствии с "Концепцией дошкольного воспитания" (1989) начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада (Л. М. Кларина). Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей.
Итак, можно сделать вывод: педагогика начала советского периода признавала роль семьи в воспитании дошкольников, но это вело не к признанию необходимости сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, а скорее к взглядам на семью, как на такой социальный институт, который противостоит обществу в целом и дошкольному учреждению в частности. В те годы отмечалось также, что семью надо изучать, но изучать не как потенциального или реального союзника, а скорее как некий мешающий правильному воспитанию детей фактор, который желательно подчинить обществу и с влиянием которого нужно бороться.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности.
Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.
Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия.
В своей статье я бы хотела рассказать о роли семьи в воспитании ребенка.
В настоящее время существует необходимость в плодотворном сотрудничестве дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников для успешного формирования процесса обучения.
Ведь семья – это первая социальная группа, социальный институт, в котором пребывает ребенок. Семья всегда защитит, убережет и даст поддержку, а для ребенка дошкольного возраста это очень важно.
Во многих социальных институтах пребывания детей дошкольного возраста внедряют и развивают программу по взаимодействию с семьями воспитанников.
В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность, и я с этим мнением полностью согласна.
Такие нормативно-правовые акты Российской Федерации, как «Концепция дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Закон «Об образовании» и другие регламентируют семейные отношения с юридической точки зрения и акцентируют внимание, на том, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте» .
Ранее в нашей стране практиковалась методика воспитания личности обществом, сейчас же политика воспитания сводится к тому, что основной институт воспитания – семья. В связи с вышеизложенным, дошкольные образовательные учреждения практикуют программы взаимодействия с родителями воспитанников.
Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но ещё и партнёр родителей по их воспитанию.
Данная методика имеет множество преимуществ: контроль родителей над воспитательным процессом детей в дошкольных образовательных учреждениях, возможность участия родителей в воспитании детей, находящихся в данном социальном институте, взаимодействие педагогов и родителей. В повышении эффективности образовательного процесса свою роль играет и знание индивидуальных особенностей своего воспитанника, которое постигается в процессе знакомства и взаимодействия педагога с семьей.
Существующий в работе детского сада подход к взаимодействию с семьями воспитанников, который выражается в дистанцировании родителей от детского сада и принятия дошкольного образовательного учреждения на себя проблем образования и воспитания детей, не может обеспечить повышение эффективности процесса воспитания.
Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного образовательного учреждения и родителями на протяжении дошкольного детства ребенка.
В современных условиях развития системы образования большое внимание уделяется различным инновационным формам работы с родителями.
Работа с родителями начинается еще до поступления в детский сад. Она заключается в создании информационного поля.
Родители будущих воспитанников имеют возможность познакомиться с работой учреждения на сайте детского сада, где освещаются все мероприятия, происходящие в образовательном учреждении и получить всю необходимую информацию.
Но также могут непосредственно прийти в детский сад, увидеть оснащенность учреждения, пройдя по группам, детским площадкам. А самое главное в этой методике то, что она дает возможность придерживаться единого процесса воспитания ребенка, как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении.
Как и в любой работе, процесс взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников основан на определенных принципах.
Принципы взаимодействия :
1. Открытость. Процесс воспитания детей в детском саду должен быть открытым. Родители должны получать всю интересующую их информацию, касающуюся процесса обучения и нахождения ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
2. Диагностика. Как и в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье, в процессе обучения могут возникать некоторые проблемы. В данном случае необходима взаимопомощь семейного института ДОУ и, наоборот, когда это потребуется.
3. Развитие. Детям необходима поддержка в развитии интересов и потребностей, как со стороны дошкольного образовательного учреждения, так и семьи.
4. Сотрудничество. Сотрудничество родителей воспитанников и педагогов дошкольных образовательных учреждений должно носить постоянный характер.
5. Активная среда. Необходимо придерживаться единого принципа воспитания и развития личности в методах дошкольного образовательного учреждения и семьи.
А для формирования доверительных отношений между работниками дошкольного образовательного учреждения и родителями воспитанника необходимы такие условия, как:
1. Изучение семей. Каждая семья индивидуальна, так же как и родители, воспитывающие детей. В каждой семье есть свои особенности, свои ценности, своя система воспитания, наказания и поощрения. Родители могут отличаться в силу их образования, личных взглядов, опыта, возраста, социального статуса, культурного уровня.
2. Доступность информации. Родители должны получать всю интересующую их информацию.
Работа педагога должна быть направлена не только на работу с детьми, но и с их семьями.
Работу с родителями, я думаю, можно разбить на несколько этапов:
1. Изучение семей. Для начала работы на этом этапе предлагается проведение анкетирования родителей с целью изучения их потребностей. Анкетирование станет хорошим помощником для дальнейшего построения работы с родителями воспитанников.
2. Строим отношения. На этом этапе воспитателю необходимо найти контакт с семьями воспитанников. Наладить с ними доброжелательные, доверительные отношения. Нужно найти подход к каждой семье, чтобы заинтересовать сотрудничеством с дошкольным образовательным учреждением.
3. Ребенок. Всегда необходимо делиться поведением, развитием и восприятием детей в дошкольном образовательном учреждении с семьями. Семья, в свою очередь, тоже должна делиться с воспитателями нужной информацией о ребенке. В данном случае будет складываться целостная картина о каждом дошкольнике. Оценить его можно будет не только в стенах дома, но и в образовательном учреждении.
4. Проблемы. Родителям необходимо делиться с педагогом проблемами воспитания, если они возникают. Педагог, в свою очередь, должен помочь семье преодолеть эту трудность.
5. Исследуем и формируем. Это самый сложный и длительный этап. Этап, когда педагог оценивает каждого ребенка, находит подходы к нему, его семье и с помощью родителей занимается процессом формирования его как личности.
Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из главных условий развития личности ребенка. И для того чтобы привлечь семью к участию в делах группы и детского сада, чтобы стать партнерами и единомышленниками в воспитании детей, использую разнообразные формы работы.
И главная задача воспитателя не только донести родителям и обогатить их педагогическими знаниями, но и привлечь, чтоб они стали полноправными участниками педагогического процесса.
Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад – только помощник в воспитании ребёнка, и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устранятся от воспитательно-образовательного процесса.