ИРИНА КАРБАИНОВА
Игры со звуками «Звукарики»
▼ Скачать +Заказ
"Звукарики" авторские игры со звуками
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоении знаний.
Публикация «Игры со звуками „Звукарики“» размещена в разделах
У каждого воспитателя в педагогической копилке имеется картотека игр на речевое развитие, и на развитие звуковой культуры речи. Мне давно хотелось разнообразить и дополнить такие игры, сделать их ярче, разнообразнее, более понятными для детей, более образными. Например, как обычно предлагается детям разделить слово на слоги? Педагог произносят слово, и дети делят слово на слоги с помощью хлопков.
Это довольно скучновато. В своей авторской игре «Раздели слово на части», я решила соединить картинку, схему и прием деление слова с помощью хлопков во едино. Для яркости представления о слове детям предлагаются красочные картинки. Что само по себе уже вызывает интерес детей. Что бы дети не забыли, на сколько частей делится слово, для них предлагаются схемы.
Игра «Раздели слово на части».
Игра состоит из 24 карточек – картинок, карты – схемы и 3 карточек – фишек. Первый вариант игры – перед детьми для наглядности карта – схема с частями слова (слово состоит из одной части, из двух частей, из трех частей). Педагог демонстрирует детям карточки с картинками, и просит ответить, из скольких частей состоит слово. Можно попросить детей «прохлопать» слово, для легкости определения. Эту игру можно использовать, включая ее в непосредственно образовательную деятельность. Также этот вариант можно демонстрировать детям с использованием мультимедиа. Можно игру немного усложнить, попросить ребенка растянуть слово, удлинить его, назвав его ласково (короткое слово нос превращается в слово, состоящее из двух частей - носик).
Второй вариант игры.
В этом варианте игры дети могут играть самостоятельно, или под присмотром педагога. Дети выбирают себе карточки – фишки (их три) со схемами слов. Затем ведущий показывает карточку в произвольном порядке, дети, кому карточка подходит, забирают ее себе. Можно играть без ведущего, просто брать карточки по очереди.
Вторая игра «Назови слово с заданным звуком».
В этой игре карточки с заданной буквой и таблицей, где в первом ряду звук в начале слова, во втором – в середине слова и в третьем ряду заданный звук в конце слова. Задача ребенка выделить заданный звук в слове интонационно. На картинках присутствуют окошечки с вопросительным знаком. Здесь ребенок должен самостоятельно подобрать слово с заданным положением звука. Эту игру можно демонстрировать детям с использованием мультимедиа.
Третья игра «Где живет звук?»
Игра состоит из трех листов игрового поля, с изображением домиков и схем, 20 конвертов с картинками. Играют 3 ребенка или меньше. В каждом конверте – карточки, на которых изображены предметы на заданную букву. Инструкция для детей – в одном домике живут и находятся предметы и живые существа, начинающиеся на заданный звук. В другом домике – предметы и живые существа, у которых заданный звук в середине слова. В третьем домике – в конце слова.
Эту игру можно использовать в непосредственно образовательной деятельности.
Что же нового в моих звукариках? В этих играх, мне удалось соединить все элементы наглядности: яркие картинки, схемы, не менее яркое игровое поле. Ведь для дошкольников наглядность - один из принципов обучения. Наглядность помогает качественно усвоить изучаемый материал.
Педагогами часто используется прием – назови где в слове слышится заданный звук. И обычно детям предлагают схему из трех клеток. Это бывает сложно и скучновато. В варианте моей игры клеточка уже закрашена. На игровом поле есть дом, в доме могут находиться и предметы и живые существа. Это уже интересно – кто же в домике живет и находится? В игре присутствуют красочные картинки и схемы слова. Я часто вижу, что дети водят по схеме пальчиком, деля слова на части. Таким образом, они могут не только услышать, но и увидеть, где находится заданный звук.
Каждая картинка, каждая иллюстрация подбиралась мною самостоятельно. Любая из данных игр может демонстрироваться детям с использованием мультимедиа.
Рада предложить эти игры педагогам, для использования в своей работе.