Ирина Агафонова
Конспект НОД «Знакомство со свойствами воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
[Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«ДС №3» г. Благовещенска «Надежда»
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной специализированной группе № 28
Тема: «Знакомство со свойствами воздуха».
Разработала и провела:
воспитатель И. М. Агафонова
г. Благовещенск 2015 год
Цель:
• Формирование представлений детей об объекте неживой природы-воздухе.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД „Знакомство со свойствами воздуха“» размещена в разделах
• познакомить детей со свойствами воздуха (прозрачность, заполняет всё пространство, может двигать предметы, находится везде, его роль в жизни человека;
• способствовать овладению способами обнаружения воздуха в процессе экспериментальной деятельности.
Развивающие:
• развивать способность детей к умозаключениям, сравнениям, развивать познавательный интерес.
Воспитательные:
• создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность;
• воспитывать любознательность и интерес к процессам, происходящим в окружающем мире.
Словарная работа: воздух, прозрачный, чистый, бесцветный, безвкусный,
Оборудование: полиэтиленовые пакеты, пластиковые трубочки, листы бумаги, гуашь, свеча, мультимедийная установка.
Интеграция образовательных областей:
Познавательная деятельность;
Художественно-эстетическая деятельность;
Социально-коммуникативная деятельность;
Речевое развитие.
Методические приемы:
1. Вводная часть. Создание проблемной ситуации: поможем Карлсону понять, почему лопнул шарик.
2. Основная часть.
2.1. Перевоплощение в ученых;
2.2. Эксперимент с пакетом;
2.3. Рисование воздухом;
2.4. Опыт со свечой;
2.5. Презентация «Экологическая катастрофа».
3. Заключительная часть. Рефлексия, что нового узнали, что вы раньше знали про это, что для вас оказалось трудным. Дать положительную оценку деятельности детей.
Ход занятия:
Звучит музыка «От улыбки», дети входят в зал.
Организационный момент:
Воспитатель: - Собрались все дети в круг, ты мой друг и я твой друг, крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся (в это время забегает Карлсон и дразниться).
Карлсон: - Бе-бе-бе, я так не играю (огорчено, я прилетел с ними пошалить, а они меня даже не замечают.
Воспитатель: - Карлсон здравствуй, ребята поздороваетесь, как хорошо, что ты прилетел.
Карсон (перебивая) : - Пошалим (подходит к связке с шарами и прокалывает шар). Вы видели, а! Как бабахнул воздушный шарик, так громко даже уши заложило.
Воспитатель: - А, вы дети как думаете?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: - Правильно.
Карлсон: - Как вылетел, куда вылетел?
Воспитатель: - Сюда к нам он повсюду.
Основная часть:
Карлсон: - Я слышал, что нас со всех сторон окружает воздух, но его не вижу. А, вы ребята видите? Я же говорю, что его никто не видит, значит, его нет.
Воспитатель: - Ребята, не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов, существует ли воздух и какие секреты есть у воздуха. А чтобы разгадать эти секреты я вам предлагаю стать учеными и отправиться в путешествие. А для этого нам нужны умные головы, есть такие? Аккуратные руки, есть такие? Острый слух, внимательные глаза и хорошее настроение, а главное верные друзья природы (дети переодеваются).
Встают друг, за другом изображая поезд, и произносят слова.
Воспитатель: -Вот поезд наш мчится, колеса стучат, а в поезде нашем ребята сидят, ну вот остановка, давайте сойдем, давайте ребята в лес пойдем (стоят елки).
Воспитатель: -Как вы думаете, какой воздух в лесу?
Дети: -Чистый, свежий.
Воспитатель: - Правильно, в лесу он такой, а почему как вы думаете? Так и хочется его вдохнуть.
Дыхательная гимнастика: вдыхаем носом - выдыхаем ртом.
Воспитатель: -Ребята, как вы думаете, где находится воздух?
Дети: - Везде.
Воспитатель: - Мы знаем, что воздух везде вокруг нас.
Карлсон: - Я налево посмотрел, вверх, вниз его не вижу, а вы ребята?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Если мы его не видим, значит, он какой?
Дети: - Прозрачный.
Воспитатель: - Почему его не видно?
Дети: - Не имеет цвета, бесцветный.
Карлсон: - Невидимый, бесцветный значит, его и нет вовсе.
Эксперимент с пакетом.
Воспитатель: - Карлсон, ты ещё и сомневаешься, давайте докажем Карлсону, что воздух есть. Возьмем маленький прозрачный пакеты (раздать пакеты) какие они сейчас? (ощупываем, осматриваем).
Дети: - Гладкие, пустые, мягкие.
Воспитатель: - Что-то в нем лежит?
Дети: - Ничего.
Воспитатель: - А, теперь надо раскрыть пакеты сделать движения вверх, вниз, вправо, влево, и зажать края мешочка, что с ним произошло? Что лежит внутри мешочка?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: -Почему пакет стал полным? Что в пакете теперь находится?
Дети: - В нем появился воздух.
Воспитатель: - Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял своё место в мешочке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух (выпускаем воздух). Какой стал пакет?
Дети: - Тоненький, пустой.
Воспитатель: - Почему?
Дети: - В нем нет воздуха.
Воспитатель: - Какой можно сделать вывод?
Дети: - Воздух невидимый, чтобы его увидеть его надо поймать.
Воспитатель: - И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух в мешочке, а потом выпустили его.
Воспитатель: - Карлсон, ребята, как вы думаете, а воздух имеет запах? Понюхайте воздух. Давайте сейчас вдохнем носом воздух, а потом его выдохнем (подносим лимон, чеснок даём понюхать детям). Сравниваем воздух, его запах. Какой вывод можно сделать?
Дети: - Воздух не имеет запаха.
Воспитатель: - Воздух не имеет запаха, запах ему придают окружающие нас вещества. А теперь давайте попробуем откусить кусочек воздуха (кусают). Подводим к выводу, что воздух безвкусный.
Воспитатель: - А теперь давайте продолжим наше путешествие, и скажем наши слова. Вот поезд наш мчится, колеса стучат, а в поезде нашем ребята сидят, ну, вот остановка, давайте сойдем на творческую станцию.
Творческий эксперимент.
Карлсон: - Интересно, интересно, если воздух повсюду внутри нас есть воздух?
Дети: Высказывают свои предположения (раздаю трубочки и доказываю, что есть воздух внутри нас).
Воспитатель: - Дуем в трубочку. Ребята, что вы из себя выдуваете? Откуда вы взяли воздух, чтобы дуть в трубочку?
Дети: - Мы выдыхаем воздух.
Воспитатель: - Ну как он к нам попадает?
Дети: - Мы его вдыхаем.
Воспитатель: - Сначала мы его вдыхаем, через нос он попадает к нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку. Мы с вами дышим, а значит, воздух находится внутри нас, и чтобы в этом убедится, я предлагаю порисовать воздухом, игра называется «Раздуй каплю».
Воспитатель: - Что мы с вами доказали на этом примере?
Дети: - Что воздух живет среди нас.
Карлсон: - Давайте поиграем в игру водолаз?
Воспитатель: - А это как?
Карлсон: - Кто дольше может продержаться без воздуха под водой (для этого крепко зажать рот и нос, готовим организм к погружению три раза выдох три раза выдох, потом приседаем (два- три раза). Карлсон всплывает первым.
Карлсон: - Всё я не могу, голова закружилась.
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, почему у Карлсона закружилась голова?
Воспитатель: - А что может произойти с человеком, если он не сможет дышать.
Дети: - Он может погибнуть.
Воспитатель: - Что нужно человеку для жизни?
Дети: - Воздух.
Воспитатель: - Человек не может жить без воздуха. Жить без воздуха нельзя, а кому ещё нужен воздух?
Дети: - Животным, растениям.
Воспитатель: - Правильно, всем живым на земле нужен воздух. У воздуха есть ещё одно свойство, от которого может зависеть наше здоровье, здоровье планеты. А какое это свойство мы узнаем на следующей остановке.
Воспитатель: - Вот поезд наш мчится, колеса стучат, а в поезде нашем ребята сидят, ну вот остановка, давайте сойдем, на экологическую станцию пойдем.
Опыт со свечой.
Воспитатель: - А сейчас я вам покажу, как загрязняется воздух (опыт со свечей). Вспомнить правила безопасности. Над свечкой проносим блюдце, оно стало черным, провести пальцем и дать им сказать, что палец стал грязным. Дать им провести (салфетки влажные). Вот так грязь попадает в воздух, а потом и в легкие, которым мы дышим.
Карлсон: - А что мешает воздуху быть чистым, кто в этом виноват?
Дети: - Заводы, машины.
Воспитатель: - Молодцы, я предлагаю вам сесть на полянку, и посмотреть правильно ли мы ответили, и что мешает воздуху быть чистым.
Презентация на тему «Загрязнения воздуха».
Воспитатель: - А что поможет воздух сделать чистым.
Дети: Ответы детей.
Итог:
Воспитатель: - А теперь давайте вспомним свойства воздуха?
Дети: - Чистый, прозрачный, бесцветный, безвкусный (вместе проговариваем).
Карлсон: - Спасибо, что вы помогли мне узнать много нового, и за это я хочу вам подарить конфетки (улетает, дети машут вслед).
Воспитатель: - Ну что же ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Вот поезд наш мчится, колеса стучат, а в поезде нашем ребята сидят, ну вот остановка, давайте сойдем, в детский сад наш мы идем. Какие все молодцы, всем спасибо.