Светлана Игнатова
НОД для детей 5–7 лет «Знакомство со свойствами песка и глины»
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство со свойствами песка и глины»
Цель – познакомить детей с такими компонентами неживой природы (почвы, как песок и глина, и их свойствами; сравнить, чем они похожи и чем отличаются.
Задачи:
• образовательные: расширять кругозор детей о земле, познакомить детей со свойствами песка и глины в ходе практической деятельности, использовать для опытов лупы, колбы, стеклянные стаканы, микроскопы; понимать лексическое значение слов “лаборатория”, “исследователь”, расширить словарь: “сыпучий”, “рыхлый”, “пропускает воду”, “липкая “вязкая”, “песчинки”, “комочки”, “барханы”; закрепить навыки рисования и лепки из песка и глины, уметь составлять небольшой связный рассказ о свойствах материалов, формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов, уточнить знания детей о значении песка и глины в жизни человека.
Публикация «НОД для детей 5–7 лет „Знакомство со свойствами песка и глины“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
• развивающие: развивать умение наблюдать, сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей: строение, функционирование, назначение; обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы; развивать внимание, мышление, логику, зрительное и слуховое восприятие, речь.
• воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом, проявлять интерес к новой информации.
Материалы и оборудование:
глобус,
физическая карта России,
черный ящик (в котором лежат песок, глина, письмо,
образцы разноцветных песка и глины на демонстрационных тарелочках;
большая и маленькая лупы, одноразовые белые тарелочки,
2 больших стеклянных стакана с песком и глиной,
маленькие стаканы с песком и глиной,
одноразовые стаканчики с водой, микроскопы с образцами песка и глины,
стеклянные колбы и трубочки для коктейля, влажный песок,
мягкая глина 3-х видов;
образцы вылепленных цветов, трубочки, доски для лепки,
влажные салфетки.
иллюстрации, предметы: глиняная посуда, изделия из стекла, фарфоровая и фаянсовая посуда, дымковская игрушка,
кирпич, облицовочная плитка, песочные часы, маска.
Ход ООД
1. Загадка.
Она богаче всех на свете, По ней бегут, несутся дети.
А по весне стоит вся в цвете. И так красива на рассвете.
И кормит всех людей на свете.
Что это? Скажите, дети. (Земля)
- Что означает слово “земля”?
(Выделяем 4 значения слова “Земля”: планета, суша или материк, поверхность, среда, в которой живут насекомые, сажают растения.)
- Как выдумаете: из чего состоит земля?
модель почвы из 4-х слоев.
- От чего зависит цвет земли?
(От того, из чего она состоит.)
- Сегодня мы начнем изучать землю. С чего мы начнем?
(Обращает внимание детей на черный ящик.)
- А может ответ на вопрос находится в этом ящике?
Загадки:
Если встретишь на дороге – то увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина)
Он очень нужен детворе. Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке, и на пляже. И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
- Смотрите, здесь есть еще необычное письмо:
. Здравствуйте, дорогие ребята! Если вам интересно исследовать и узнавать новое, то приглашаем вас посетить нашу лабораторию.
2. Опытническая деятельность в лабораториях
Опыт 1.
На столе, на тарелочках лежат песок и глина.
Видите ли вы дно тарелки? (Нет.)
Что можно сказать о прозрачности песка и глины? (Они не прозрачны.)
Опыт 2.
Какие материалы по цвету?
От чего зависит цвет?
(От минералов, из которых он состоит, могут быть разноцветными)
Опыт 3.
Какие материалы по запаху? (Не имеют запаха.)
Опыт 4.
Из чего состоит песок, глина?
Давайте потрем песок и щепотку глины между пальцами. Посмотрим на них через лупу.
(Песок состоит из зернышек-песчинок, а глина из комочков разного размера.)
Опыт 5. «Ветер»
-Что такое “ветер”? (Это потоки воздуха.)
- Давайте создадим ветер и посмотрим, что происходит с песком.
(Дети берут прозрачные стаканы, в которые заранее насыпан кварцевый песок, дуют через трубочку от коктейля, создают иллюзию “ветра”.)
Вывод: песчинки разлетаются, а глина неподвижна или двигается с трудом. Где можно увидеть такое явление – ветер с песком? (В пустыне.)
В пустыне под сильным воздействием ветра образуются барханы – песчаные холмы сыпучего песка, навеянные ветром.
Опыт 6.
Палочку воткнуть в песок и глину.
Вывод: палочка легко втыкается в песок, т. к. он рыхлый, в глину – с трудом, т. к. она вязкая, липкая.
Опыт 7.
Высыпать из стаканчиков на тарелочку песок и глину. Что высыпалось легче и почему?
Вывод: песок высыпается легче, потому что он сыпучий; глина высыпалась с трудом, т. к. она слипается комочками.
Опыт 8.
Как песок или глина дружат с водой?
- Давайте узнаем, пропускают ли глина и песок воду?
- У вас на столе стоят стаканчики с песком и глиной, и есть стаканчик с водой.
- Как можно проверить пропускает песок и глина воду?
(налить немного воды в стаканчики с песком и глиной)
- Что вы видите? (вода, налитая в песок ушла вовнутрь, а вода, налитая в глину стоит наверху и не уходит).
- Как вы думаете, почему вода в песке так быстро просочилась вовнутрь стаканчика? (песок рыхлый, пропускает воду)
- Почему вода, налитая в глину, осталась на поверхности? (глина твёрдая, вода не может протечь в неё)
Вывод: песок хорошо впитывает воду, а глина – плохо.
Опыт 9.
Почему песок впитывает воду быстрее глины?
(Дети через лупу рассматривают песок и глину)
Вывод: у песка частички маленькие, полупрозрачные, не прилипают друг к другу. У глины частички тесно прижаты друг к другу.
Физкультминутка:
Раз – и стану я землей, мягкой, теплой и живой!
Очень сильной, очень крепкой, очень доброй и большой.
Два – и вмиг я глиной стану, может к обуви пристану,
Если дождик во дворе, не ходите вы по мне!
Три – сейчас я холм зыбучий, очень желтый и сыпучий.
Осторожней, люди, будьте, если вы не на верблюде!
А четыре - камни мы! Крепкие ребята,
И бросать в окошко нас никому не надо.
Пять – почва - верхний слой, дружат травы все со мной,
И деревья, и кусты, червяки, кусты, кроты.
Всем живущим говорю: «Чтите матушку свою!»
3. Рисование и лепка
Опыт 10.
- Можно ли рисовать на песке и глине? А лепить?
Вывод: из влажного песка можно сделать куличики и шарики, они плохо сохраняют форму, разваливаются.
Из глины можно что-нибудь слепить.
Глина хорошо сохраняет форму, пластичная.
4. Заключительная часть
Дети составляют небольшие связные рассказы «Что я знаю о песке и глине.»
Наблюдения за песком
Наблюдение № 1 «Откуда берётся песок»
Материал: на каждого ребенка по 2 камня (из камней при трении сыплется песок) лист картона, лупа.
Опыт: Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом картона.
- Как вы думаете, что это сыплется?
- Возьмите лупы, рассмотрите это?
- Как мы получили песок?
- Как в природе появляется песок?
Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
Наблюдение № 2 «Из чего состоит песок»
Опыт: Насыпьте песок в лотки. С помощью лупы рассмотрите его.
- Из чего состоит песок? (зернышек-песчинок)
- Как выглядят песчинки?
- Похожи ли песчинки одна на другую?
- Чем похожи, и чем отличаются песчинки?
Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
Наблюдение № 3 «Фильтрация воды»
Через песок пропускаем «грязную» воду.
Сравниваем отфильтрованную воду с «грязной».
Вода стала прозрачной.
Вывод: песок – это природный фильтр, он очищает воду.