Сомова Елена Николаевна
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Знакомство с магнитом и его свойствами»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД по опытно-эксперементальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
«Знакомство с магнитом и его свойствами»
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи:
Знакомство с понятием "магнит".
Формирование представлений о свойствах магнита.
Формирование умений приобретать знания посредством проведения
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Конспекты с опытами
- Темочки
практических опытов, делать выводы, обобщения.
Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.
Предварительная работа: Просмотр мультфильма «Фиксики» («Магнит»,
«Компас»).Смешарики.
Игры с магнитным конструктором, азбукой, мозаикой.
Ход ОД :
Воспитатель: Ребята сегодня мы отправимся в страну знаний экспериментов и исследований. Мы узнаем с вами что такое Магнит и познакомимся с его свойствами.
Ребята, а кто-нибудь знает что такое магнит? Из чего он сделан?
Ответы детей.
Воспитатель: Слово «магнит» всем известно. Мы привыкли к магниту и порой даже не подозреваем, сколько магнитов вокруг нас. В наших квартирах десятки магнитов : в колонках, магнитофонах, в часах, в пластиковых картах.
Магнит - это тело, обладающее магнитным полем. Магнитная сила – сила, с которой предметы притягиваются к магниту. В природе магниты встречаются в виде кусков камня - магнитного железняка (магнетита). Он может притягивать к себе другие такие же камни. На многих языках мира слово «магнит» значит просто «любящий» – так сказано о его способности притягивать к себе.
Вот послушайте одну легенду: В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит. "
Ребята как вы думаете где применяется магнит?
Ответы детей.
Воспитатель: Магниты окружают нас постоянно. Мы заметили, что магнитная сила используется и дома, и в саду: с помощью магнитов мы крепим записки на холодильник дома, а в саду я прикрепляю плакаты к доске; магнитные крепления есть на дверцах шкафов, сумках, дверях, чехлах для телефонов.
А теперь я приглашаю вас в нашу лабораторию и где будем проводить эксперементы.
Воспитатель: Магнит сделан из сплавов, которые способны создавать магнитное поле, в основном это железо или сталь.
Любой магнит, любого размера, даже самый маленький имеет северный и южный полюса. Разные полюса притягиваются друг к другу, а одинаковые полюса отталкиваются друг от друга
Детям предлагается рассмотреть магниты разной формы и величины (дети рассматривают магниты и пробуют экспериментировать).
Эксперимент №1 Волшебная рукавичка
Задачи: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Материалы и оборудование: Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.
Ход: Воспитатель демонстрирует фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Вместе с детьми выясняет "почему?. Предлагает детям взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) — рукавичка перестает быть волшебной. Определяют почему (в рукавичке есть «что-то», что не дает упасть металлическим предметам). Дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют применить его и делают вывод: магнит не притягивает неметаллические предметы, а металлические притягивает все: магнит притягивает предметы из железа.
Эксперимент №2 Волшебный театр
Задачи: Понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.
Материалы и оборудование: «Театральная сцена» на подставке, персонажи сказки, сделанные из легкого картона (конусные) с закрепленными внутри металлическими пластинками.
Ход: Воспитатель вместе с детьми рассказывает сказку, используя фигурки персонажей и спрятанный под сценой магнита. Дети выясняют, как ожили герои. Рассматривают материал, из которого сделаны персонажи, пробуют его на взаимодействие с магнитом. Делают вывод: какие предметы могут притягиваться (только металлические). Дети убирают металлические пластинки с фигурок и проверяют действие на них магнита (фигурки не притягиваются).
Эксперимент№ 3 Мы — фокусники «
Задачи:Может ли магнитная сила проходить через предметы?»
Оборудование: магнит, металлические скрепки, бумага, картон, ткань, стекло, пластмасса, дерево, стеклянный стакан, вода, металлические скрепки.
Ход эксперимента: Мы поместили металлические скрепки поочередно на бумагу, картон, ткань, стекло, пластмасс, дерево, а под материалом вели магнитом, чтобы проверить, действует ли магнитная сила через различные материалы. Затем налили в стакан воды, опустили в воду скрепку и попробовали достать ее при помощи магнита. У нас это получилось.
Вывод: Магнитная сила может проходить через различные предметы, в частности через бумагу, картон, ткань, пластмассу, дерево, стекло, в частности стеклянный стакан с водой.
Воспитатель: После проведенных экспериментов я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру «найди клад в пустыне.» С помощью магнита мы найдем спрятанные металлические предметы (скрепки) в песке.
Дорогие ребята,вы сегодня хорошо поработали, много узнали о магните о его свойствах, предлагаю вам поделиться своими знаниями с друзьями и родителями.
А сейчас просмотр мультфильма Фиксики»Магнит.»