Нестерова Анна
Мастер-класс для родителей «Знакомство с логическими блоками Дьенеша»
Мастер-класс для родителей
Тема: «Знакомство с логическими блоками Дьенеша»
Цель: Познакомить родителей с дидактическим материалом «Логические блоки Дьенеша» и с их использованием дома, как игрового материала. Раскрыть возможности эффективности, как для самостоятельных игр, а также показать возможные варианты придумывания их с детьми.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Знакомство с логическими блоками Дьенеша“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Логическое мышление
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Материал: Логические блоки Дьенеша, карточки с символами свойств, фишки, предметные карточки к каждой д/и, эскизы картин - листы большого цветного картона.
План проведения:
1. Теоретическая часть.
Знакомство с блоками Дьенеша.
2. Практическая часть
а) д/и "Найди клад"
б) д/и "Найти ошибки"
в) Ориентировка на листе бумаги;
г) Логические задачи.
3. Заключительная часть.
Теоретическая часть
Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарны вам за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие.
Остается совсем немного времени и дети пойдут в школу. Поэтому вопрос речевого развития стоит особенно остро. В наше время дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютерами и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом. Психологи утверждают, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. А умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, дет ему уверенность в своих силах, он легче адаптируются в новой обстановке.
Поэтому, мы в своей работе уделяем этому большое внимание, используя разнообразные, современные методики и технологии, которые обеспечивают развитие речи детей. И сегодня я хочу познакомить вас с одной из них - это "Логические блоки Дьенеша", их разработал венгерский психолог и математик Золтан Дьенеш.
Что же это такое?
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) четырех цветов (красный, синий, желтый);
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
Использование в играх с детьми логических блоков позволяет развивать не только мышление, память, внимание, воображение, но и речь.
Дети не только знакомятся с эталонами форм, цветом, размером, толщиной объектов, но и учатся описывать блоки, согласовывая прилагательные с существительными, образуя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. У детей развиваются пространственные представления, знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач. Развиваются творческие способности, воображения, фантазия, способность к моделированию и конструированию, а также психические функции, связанные с речевой деятельностью, что будет содействовать познавательному развитию, развитию диалогической речи, коммуникативных качеств, умения содержательно общаться со сверстниками и взрослыми.
Решение данных задач позволяет в дальнейшем успешно развить у детей связную речь, умение вести диалог со взрослыми и детьми.
Работу с «блоками Дьенеша» мы начали еще в старшей группе и постепенно усложняли в соответствии с возрастными особенностями детей, используя их как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.
Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т. д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Всего 22 карточки, из них 11 карточек с отрицанием свойств.
Логические кубики, как и карточки - символы помогают придумывать с детьми разнообразные игры, которые в свою очередь полезны для овладения действиями - замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования. Надеемся, что все эти знания очень пригодятся вашим детям в школе.
Практическая часть.
А сейчас я предлагаю вам закрепить на практике все то, о чем я рассказала, т. е. давайте вместе поиграем.
Вы разделитесь на две команды, одна команда "Умники - папы", а вторая "Умницы-мамы".
Игра «Найди клад».
Выкладывается несколько блоков в цепочку, под одним из них прячется картинка с изображением конфетки "Умники - папы", задают наводящие вопросы- где находится клад? по цвету, форме, размеру, толщине. Отвечать можно только «ДА» или «НЕТ». А "Умницы-мамы" прячут клад. Затем можно поменяться
Игра «Найди ошибки».
Найти, объясни и исправить ошибки по трем признакам - цвет, форма, размер.
"Умники" выступают в роли экспертов, наблюдают за работой "Умниц", оценивают правильность выполнения задания.
Ориентировка на листе бумаги.
Родителям можно предложить положить красный, маленький, толстый, круг в центре листа. А треугольник, большой, узкий, синий в правом верхнем углу и так далее. А потом проверить результат – проговорить, где какой блок находится.
Игра «Художники»
Создать с помощью блоков картину и составить по ней рассказ.
Заключение.
Уважаемые родители, сегодня вы познакомились с игровым материалом "Логические блоки Дьенеша".
Я надеюсь то, что вы сегодня узнали, пригодится вам в дальнейшем общении с вашими детьми и успешном обучении их в школе.