Письменная Елена
Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (младший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Д/И «Найди свой домик»
Цель: Закреплять умение различать цвета, классифицировать предметы по одному (двум) признакам.
Оборудование: логические блоки Дьенеша, обручи.
Ход:
Воспитатель предлагает разложить детям блоки в свои домики, показывая, что жёлтые блоки живут в жёлтом домике, красные блоки в красном, синие в синем домике.
Варианты:
1. Дети раскладывают по домикам большие и маленькие блоки.
Публикация «Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (младший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
2. Дети раскладывают по домикам толстые и тонкие блоки.
3. Дети раскладывают по домикам круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные блоки.
Д/И «Чудесный мешочек»
Цель: Закреплять умение различать блоки по размеру на ощупь, классифицировать предметы по одному (двум) признакам.
Оборудование: чудесный мешочек, блоки Дьенеша.
Ход:
Ребёнок на ощупь определяет большие или маленькие блоки, называя и показывая блок детям.
Варианты:
1. Дети определяют толстые и тонкие блоки.
2. Дети определяют большие, квадратные или тонкие, круглые и т. д.
Д/И «Карусель»
Цель: Упражнять в умении различать, называть, систематизировать блоки по цвету и форме.
Оборудование: обруч с лентами, на концах которых пришиты геометрические фигуры разного цвета, касса, билеты (блоки Дьенеша).
Ход:
Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Но для этого нужно приобрести билеты. Дети покупают билеты (блоки, занимают место на карусели и катаются. Катаясь на карусели, поют песню:
Еле–еле, еле–еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Д/И «Найди и назови»
Цель: Закреплять умение выявлять блоки по двум признакам; развивать внимание.
Оборудование: логические блоки Дьенеша.
Ход:
Дети стоят в кругу. На полу разложены блоки. Воспитатель предлагает найти большой, синий, круг блок или маленький, красный, круглый и т. д. Ребёнок, правильно и быстро показавший и назвавший блок, берёт её себе. В конце игры подсчитывают, у кого больше блоков, объявляют победителя.
Д/И «Назови соседей»
Цель: Закреплять умение описывать блок определённого цвета, формы, размера.
Оборудование: блоки Дьенеша.
Ход:
Дети стоят в кругу, у каждого блок одной формы, но разного цвета и размера. Воспитатель по очереди предлагает детям описать блоки соседей. По сигналу воспитателя дети разбегаются врассыпную, а затем становятся в круг, меняясь местами. Игра повторяется.
Д/И «Испечём пироги»
Цель: Закреплять умение детей классифицировать предметы по толщине; развивать внимание.
Оборудование: блоки Дьенеша, два подноса.
Ход:
Воспитатель предлагает детям испечь толстые и тонкие пироги для Мишки. Дети раскладывают блоки (пироги) на подносы, один поднос для толстых, а другой для тонких блоков. Дети угощают Мишку чаем с пирогами.
Варианты:
1. Дети пекут большие и маленькие пироги.
2. Дети пекут пироги определённой формы.
Д/И «Цветные бусы»
Цель: Закреплять умение детей классифицировать предметы по цвету.
Оборудование: логические блоки Дьенеша, цветные шнурки.
Ход:
Воспитатель предлагает детям сделать красивые бусы, для этого блоки (бусинки) синего цвета надеваем на синий шнурок, жёлтые бусинки на жёлтый шнурок, красные блоки на красный шнурок.
Д/И «Пригласительный билет»
Цель: Развивать умение детей различать геометрические фигуры.
Оборудование: блоки Дьенеша, 4 дуги, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, игрушки –лиса, заяц, ёжик, белка.
Ход:
Воспитатель рассказывает сказку: «Далеко–далеко в лесу жили четыре друга – зайчик, белочка, лисичка и ёж. Жили они дружно и ходили друг к другу в гости. У зайца был дом квадратной формы, у белочки было дупло круглой формы, ёжик жил в прямоугольном домике, а лисичка жила в треугольной норке (показать детям геометрические фигуры домики). Однажды зверятам стало скучно. Решили они пригласить к себе в гости детей и послали приглашение». Воспитатель показывает пригласительные билеты (блоки Дьенеша). Дети берут пригласительные билеты и идут в гости, ищут домики соответствующей формы. После того, как дети «побывают в гостях» все вместе выходят на полянку и танцуют.
Д/И «Муравьи»
Цель: Развивать умение детей различать цвет и размер предметов, классифицировать блоки по двум признакам, формировать представление о символическом изображении предметов.
Оборудование: блоки Дьенеша, большие и маленькие ворота, ленты из бумаги синего, жёлтого, красного цвета, шесть обручей (2 красных, 2 синих, 2 жёлтых).
Ход:
Воспитатель начинает рассказ: «В одном лесу жили - были муравьи. Они строили домики - муравейники и жили в них. Муравейники были волшебными, разноцветными, большими и маленькими. Разноцветные муравьи могли ходить по дорожкам только своего цвета. Большие муравьи ходили только через большие ворота, а маленькие – только через маленькие. Целый день трудились муравьи в лесу, к вечеру собирались у дерева, откуда начинались все дорожки, и шли к своим домикам – муравейникам».
Воспитатель предлагает детям поиграть в «муравьёв». Стоят большие и маленькие ворота, от которых расходятся по три дорожки синего, красного, жёлтого цвета. Каждая дорожка заканчивается домиком (обручем). Дети берут по одной волшебной фигуре, которые превращают детей в муравьёв. Дети – муравьи с большими фигурами проходят в большие ворота, с маленькими – в маленькие ворота, по цвету дорожки дети находят свой домик – муравейник.
Д/И «Цветные автомобили»
Цель: Закреплять умение детей классифицировать предметы по форме.
Оборудование: блоки Дьенеша, 3 дуги, 3 геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).
Ход:
Дети берут по одному блоку (круглый, квадратный или треугольный). Это номера машин. Дуги – это ворота от гаражей (наклеены геометрические фигуры). Воспитатель предлагает детям представить себя машинами, у каждого свой «номер». «Машины» будут ездить по городу. По сигналу воспитателя: «Машины в гараж!» - дети должны найти свой гараж и занять место. Для этого надо посмотреть на ворота. Если фигура на гараже такой же формы, что и номер (блок) у ребёнка, можно въезжать. Игра повторяется несколько раз, по необходимости можно переставить ворота.
Д/И «Поезд»
Цель: Упражнять детей в умении классифицировать блоки по двум признакам (цвету и форме); развивать внимание, наблюдательность.
Оборудование: стулья (на которых наклеены геометрические фигуры, блоки Дьенеша, касса, сумка для кондуктора.
Ход:
Воспитатель предлагает детям поиграть в поезд, но для этого с начало нужно купить в кассе билеты. Дети покупают билеты (блоки) и занимают место в поезде, согласно купленным билетам. Кондуктор контролирует занимаемые места (смотрит, чтобы билеты совпали с геометрической фигуре на стуле). Все занимают места, раздаётся сигнал к отправлению. Дети едут и поют песню:
Наш поезд весёлый, колёса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу – бежит паровоз,
Весёлых ребят покататься повёз.
Игра повторяется (меняются билеты, выбирается другой кондуктор).
Д/И «Дорожка для игрушек»
Цель: Закреплять умения классифицировать предметы по одному (двум) признакам.
Оборудование: блоки Дьенеша, игрушки.
Ход:
Воспитатель предлагает детям построить дорожки для игрушек (мишке из больших блоков, зайке из маленьких блоков или кукле из красных, больших блоков, птичке из треугольных, толстых блоков и т. д.).
Д/И «Волшебный платочек»
Цель: Закреплять умения различать блоки на ощупь, классифицировать предметы по одному или двум признакам.
Оборудование: платок, блоки Дьенеша.
Ход:
Воспитатель предлагает детям найти под платком только круглые блоки (квадратные, треугольные) или прямоугольные, большие (тонкие, круглые) и т. д.
Варианты:
1 Дети определяют на ощупь толстые или тонкие блоки.
2 Дети определяют большие или маленькие блоки.
Д/И «Покажи фигуру»
Цель: Закреплять умение детей обобщать блоки по одному или двум признакам, развивать наблюдательность.
Оборудование: блоки Дьенеша.
Ход:
Воспитатель предлагает детям показать блок, который похож на солнышко (жёлтый, круглый); на спелую ягодку (круглый, красный); на вагончик (прямоугольный); на крышу, горку (треугольный) и т. д.
Д/И «Полёт на самолёте»
Цель: Закреплять умение детей классифицировать блоки по двум признакам, развивать внимание.
Оборудование: самолёт из большого, мягкого конструктора, блоки Дьенеша.
Ход:
Воспитатель предлагает детям полететь на самолёте в Москву. Дети покупают билеты (блоки) в кассе. Садясь на самолёт дети описывают свой билет (жёлтый, квадратный, если ребёнок не правильно называет свой блок, то дети ему помогают описать. Дети садятся и самолёт отправляется в Москву. Игра повторяется несколько раз.