алена басалаева
Знакомство дошкольников с особенностями декоративно-прикладного искусства посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.
Публикация «Знакомство дошкольников с особенностями декоративно-прикладного искусства посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные промыслы. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Представления о некоторых видах русского декоративно-прикладного искусства могут быть сформированы не только на занятиях, экскурсиях в музеи, но и в процессе дидактических игр.
Игры, которые обеспечивают развитие ребенка в ходе знакомства с декоративно-прикладным искусством можно условно разделить на несколько групп:
-игры, помогающие различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам – особенностям материала, из которых они изготовлены; подбору цветового колорита; выбору традиционных для промысла элементов росписи и др. ;
- игры, которые сосредоточивают внимание на стилевых особенностях элементов узора;
- игры, для знакомства с композиционным построением узоров, использованием ритма, симметрии.
В основе дидактических игр лежат традиционные принципы, но их содержание-освоение особенностей декоративно-прикладного искусства.
«Найди лишнее»
Дидактическая задача : учить находить предметы определенного промысла среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность, речь-доказательство.
Материал: 3-4 изделия (или карточки с изображением) одного промысла и одно – любого промысла.
«Художественный салон»
Дидактическая задача : учить устно описывать выбранный предмет, развивать сосредоточенность, речь-описание.
Материал: различные предметы народных промыслов.
Назови правильно»Дидактическая задача : закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках, умение найти нужный промысел среди других, обосновать свой выбор, составлять описательный рассказ.
Материал: карточки с изображением предметов народных промыслов. «Угадай, какая роспись?»
Дидактическая задача : Закрепить умение детей узнавать и называть ту или иную роспись; уметь обосновать свой выбор, называть элементы росписей, загадывать загадки. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край – край умельцев и мастеров.
Дидактическое упражнение «Собери картинку»
Дидактическая задача : знакомить с особенностями определенного промысла, стилистикой- цветовым колоритом, элементами росписи. Материал: картинка с изображением предметов народного промысла. Игровое правило: подобрать недостающие детали картинки.
Дидактическая игра «Найди элементы узора»
Дидактическая задача : знакомить детей с особенностями декоративно-прикладного искусства, стилевыми особенностями элементов узора, развивать наблюдательность; развивать интерес к народному творчеству. Материал: большая карточка с узором, мелкие карточки с элементами узора. Игровое правило: найти среди маленьких картинок те элементы, из которых состоит узор
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Дидактическая задача : закрепить знания о выразительных деталях, применяемых в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей. Материал: игровое поле, разрезанное на несколько частей. Игровое правило: собрать картинку
Дидактическая игра "Чудо узоры»
Дидактическая задача : уточнять и закреплять знания детей о характерных изобразительных приемах народных промыслов, развивать восприятие, память. Материал: разрезные карточки-пазлы с элементами определенного узора. Игровое правило: собрать картинку с одним видом народного промысла.
Дидактическая игра «ЛОТО»
Дидактическая задача : закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть. Материал: игровое поле с изображениями различных промыслов, маленькие карточки с такими же картинками или элементами узора. Игровое правило: кто быстрее закроет игровое поле маленькими карточками.
Дидактическая игра «Домино»
Дидактическая задача : закрепить знания детей о декоративных промыслах; умение находить нужную карточку и обосновать свой выбор. Воспитывать любовь к прекрасному. Материал и оборудование: Карточки поделенные пополам. На каждой стороне карточки картинка с промыслом. Игровое правило. Поиск нужных картинок, соблюдение очередности. Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок, положит их по правилу: филимоновская роспись к филимоновской, дымковская к дымковской и т. д.
С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Дидактические игры способствуют обогащению знаний детей о декоративно-прикладном искусстве, традициях, истории возникновения того или иного вида народного промысла. Им становится понятна и близка стилистика народного творчества, дети находят и выделяют особенности росписи, цветовую палитру.