наталья шепелева
Проект «Знакомимся с творчеством советского писателя С. Я. Маршака» для детей старшего дошкольного возраста
«Знакомимся с творчеством советского писателя С. Я. Маршака. Для детей старшего дошкольного возраста»
Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.
Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.
Публикация «Проект „Знакомимся с творчеством советского писателя С, Я, Маршака“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание.
Актуальность проекта
Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.
Цель проекта :
Познакомить детей старшей группы с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака
Задачи проекта :
• Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;
• Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака :
- «Багаж»
- «Сказка о глупом мышонке»
- «Сказка об умном мышонке»
- «Где обедал воробей?»
- «Вот какой рассеянный»
- «Радуга-дуга»
- «Ванька-встанька»
- «Почта»
- «Круглый год»
- «Детки в клетке»
- «Мяч»
- «Веселый счет»
- загадки
- «Ванька-встанька»
• Обогатить знания детей об окружающем мире : объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир…
• Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы. Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.
• Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.
• Приобщить родителей к семейному чтению литературы и совместной творческой деятельности с детьми.
Гипотеза – педагогическая деятельность по ознакомлению с писателем будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Длительность –краткосрочный (в течение месяца)
Ожидаемый результат:
1. Оснащение развивающей среды в группе:
• Библиотека произведений С. Я. Маршака.
• Подбор фонотеки, видеотеки произведений
• Оформление альбома рисунков по произведениям С. Я. Маршака
• Создание развивающих игр
• Театрализованные игры
2. Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как
источник знаний.
3. Активное участие родителей в реализации проекта.
4. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.
5. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.
6. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.
7. Развитие интереса к литературе, творчеству с. Я. Маршака.
8. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.
Участники проекта :
- дети старшей группы
- родители воспитанников
- воспитатели.
Тип проекта : Творческий
По методу: Метод развития творческого познавательного мышления
По количеству участников: Групповой
По продолжительности: Краткосрочный (3месяца)
Виды детской деятельности:
• Познавательно-речевое развитие
Формирование элементарных математических представлений
- Формирование элементарных математических представлений на основе стихотворения «Веселый счет»
Формирование целостной картины мира
- Знакомство с детскими годами С. Я. Маршака
- Формирование представления о сезонных изменений по стихотворению «Круглый год»
Формирование интереса и потребности в чтении
- Знакомство с творчеством С. Я. Маршака
- Вечер загадок и викторина по произведениям С. Я. Маршака
Развитие всех компонентов устной речи
- Разучивание стихотворений из произведения «Детки в клетке» и «Круглый год»
- Формирование грамматического строя речи, образование форм множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употребление этих слов в именительном и винительном падеже на основе произведения «Детки в клетке»
Развитие конструктивной деятельности
- Конструирование из бумаги по произведению «Почта»
Художественно-эстетическое развитие
- Рисование по произведению «Детки в клетке», «Мяч»
- Аппликация «Поезд»
- Лепка – коллективная работа «Пластилиновая сказка»
- Слушание музыки
• Физическое развитие
- Воспитание опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом
- Воспитание потребности в соблюдении режима по стихотворению «Ванька-Встанька»
• Социально-личностное развитие
Игровая деятельность
- Д/и «Где обедал воробей?»
- Театрализованная игра «Где обедал воробей?»
- Инсценировка стихотворения «Сказка о глупом мышонке»
Приобщение к элементарным общепринятым нормам
- Воспитание любви и уважения к своим родителям, к своей семье по произведению «Сказка о глупом мышонке»
- Закреплять знания о правилах дорожного движения по стихотворению «Мяч»
- Воспитания правил поведения и безопасности в общественных местах, например, в транспорте
- Развитие умения распределять роли в театрализованной игре «Зоопарк»
Трудовая деятельность
- Организованная деятельность в книжном уголке
- Подбор книг по теме «С. Я. Маршак»
- Реставрационная совместная деятельность детей и педагога
• Сотрудничество с родителями
- изготовление поделок к произведениям С. Я. Маршака вместе с детьми
- домашнее чтение произведений С. Я. Маршака
- изготовление костюмов, атрибутов, декораций к инсценировке стихотворения «Сказка о глупом мышонке»
Ресурсное обеспечение проекта :
- сотрудничество с семьями воспитанников
- содействие с библиотекой города /детское отделение/ Детская библиотека пос. Суворово.
Презентация проекта
- презентация литературно-образовательного проекта «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»
Подведение итогов
- проведение викторины по произведениям С. Я. Маршака
- выставка поделок, сделанных детьми группы совместно с родителями.
Мероприятия проекта
1 подготовительный этап:
- работа с родителями:
консультация «Произведения С. Я. Маршака в вашем доме» - методическая работа с педагогами:
представление на педагогическом совете проекта
консультация «Методика организации детского чтения»
- работа с детьми:
подбор детских книг для уголка С Я Маршака
1 Формирующий этап:
- чтение произведений писателя
- рассматривание иллюстраций
- проведение литературной викторины
- заучивание стихов
- рисунки детей
- посещение библиотеки
- составление альбома с рисунками по произведениям
- инсценировка по произведению;
- вечер, посвященный творчеству писателя;
-работа с родителями:
- практическая деятельность совестно с детьми;
- посещение библиотеки
3 Итоговый этап:
- методическая работа с педагогами
- выступление на педсовете «Дети и С Я Маршак
-работа с детьми:
- праздник "Хороший день" по произведениям С. Я. Маршака
- работа с родителями:
участие родителей в проведении мероприятий;
Мероприятия проекта
Содержание работы Сроки Результаты
1 Представление проекта педагогам на педсовете
2 Посещение библиотеки, подбор детских книг С. Я. Маршака для смены в книжном уголке.
3 Занятие по ознакомлению с творчеством писателя;
4 Чтение произведения «Багаж».
5 Просмотр мультфильма «Багаж»
6 Конструирование из строительного материала, блоков Дьенеша (вокзал, поезд)
7 Знакомство «Сказка о глупом мышонке»
8 Чтение «Сказка об умном мышонке»
9 Коллективная работа «Пластилиновая сказка» по сказку «Сказка об умном мышонке».
10 Знакомство «Веселый счет»
11 Разучивание стихотворений из произведения «Детки в клетке»
12 Чтение «Вот какой рассеянный»
13 Знакомство «Почта»
14 Конструирование из бумаги по произведению
С Я Маршака «Почта»
15 Просмотр мультфильмов по произведениям поэта.
16 Аппликация по произведениям С Я Маршака
17 Театрализованная игра «Где обедал воробей?»
18 Беседы: о сезонных изменений по стихотворению «Круглый год», о правилах дорожного движения по стихотворению «Мяч»
19 Вечер загадок и викторина по произведениям С. Я. Маршака
20 Д/и (словесные, математические) с использованием отрывков из произведений С. Я. Маршака
21 Знакомство с подвижными играми по произведениям С Я Маршака
22 Продолжать знакомить детей с произведениями С Я Маршака «Ванька-встанька»
23 Праздник "Хороший день" по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста
24 Выступление на педсовете «Дети и С. Я. Маршак»
Работа с родителями:
– консультация «Произведения С. Я. Маршака в вашем доме
- творческие роботы совместно с детьми
-творческие роботы на тему «Загадки из сказки»
- участие родителей в проведении мероприятий.
Практическая деятельность совестно с детьми;
Обсуждение данного проекта, его значимости для детей данного возраста
Беседа «биография и творчество С. Я. Маршака».
Презентация биографии и творчества С. Я. Маршака.
Обыгрывание произведения
Информационный стенд (список литературы по возрасту).
Выставка работ
Беседа о профессии
Выставка работ
Выставка работ
картотека игр;
Картотека подвижных игр
конспект праздника
презентация по теме выступления
Оформление выставки творческих работ «Мой любимый герой»
Вывод:
За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского поэта С. Я. Маршака, его детскими годами, также вспомнили старые и познакомились с новыми основными произведениями поэта.
Дети разучили несколько новых понравившихся стихотворений из сборников С. Я. Маршака «Круглый год» и «Детки в клетке».
Очень весело прошел у нас физкультурный досуг с подвижными играми“Рассказ о неизвестном герое”; “Пожар”; “Кошкин дом”; “Жил на свете слоненок”.На досуг мы пригласили детей параллельной старшей группы. Было очень интересно. Почти со всеми играми дети справились, единственное затруднение вызвала подвижная народная игра «Уголки» : дети не были знакомы с этой игрой и не вполне поняли правила, но немного изменив и упростив правила по ходу игры, игра получилась интересной и задорной.
В беседе о правилах поведения на дорогах нам очень помогло стихотворение «Мяч».
А формирование элементарных математических представлений очень раскрасило использование стихов «Веселый счет».
Интересно прошла театрализованная игра «Зоопарк». Эта тема детям хорошо знакома, но благодаря стихотворениям «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?», дети выучили стихи, пробовали показать животных (инсценировка произведений, тренировались образовывать множественное число названий детенышей в разных падежах. В заключении дети создали из пластилина свой зоопарк.
Дети закрепили умение рисовать иллюстрации к стихотворению, соблюдая цветовую гамму и последовательность, в итоге получилась книга.
Интересно прошла викторина по загадкам и произведениям С. Я. Маршака с использованием слайд-шоу.
Кульминацией проекта стала инсценировка стихотворения «Сказка о глупом мышонке». Дети с удовольствием участвовали в театрализованной постановке. Все выучили свои слова и слова общего проговаривания, декорации и костюмы для инсценировки готовили совместно с родителями. Это шуточное стихотворение дети выбрали сами, стихи выучили быстро и часто дети самостоятельно разыгрывали отдельные сцены стихотворения.
Выдвинутые ранее нами гипотезы подтвердились, организация работы по ознакомлению с творчеством писателя способствует развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Перспективы дальнейшей работы
Цель:
- воспитание любви к произведениям классиков советской литературы
Задачи:
- знакомить детей с другими советскими детскими поэтами и писателями
- укрепление детско-родительских отношений
- продолжение деятельности «Чтение с мамой»
- в перспективе, работая над проектом по ознакомлению с творчеством С. Я. Маршака, можно вывести отдельную линию о пожарной безопасности, о поведении в чрезвычайных ситуациях, о работниках спасательных служб по таким произведениям, как «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».
Список литературы:
1. Маршак С. Я., Собрание сочинений: В 8 т. Т. 1. - М. :
Художественная литература, 1968. - С. 5-15.
2. Владимирова Л. А. «Поэзию я полюбил очень рано…» : [сценарий путешествия по Стране Маршака для детей 7-9 лет] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2007. - № 9. - С. 4 - 8.
3. Зархи С. Б. «Я думал, чувствовал, я жил…» : [сценарий литературного вечера о Маршаке для старшеклассников] // Читаем, учимся, играем. - 2007. - № 8. - С. 11 - 21.
4. Киселёва Т. Это имя помнят и ребята, и взрослые: [из опыта работы библиотеки по популяризации творчества С. Я. Маршака] // Библиотека. - 2002. - № 10. - С. 42 - 44.
5. Миронова М. Чайнворд по стихотворениям С. Маршака // Жили-были. - 1996. - № 9. - С. 7.
6. Папулова С. Путешествие по стране Маршака : [сценарий] // Библиотека. - 2001. - № 9. - С. 70 - 72.
7. Подумай-разгадай : [загадки в стихах к произведениям Маршака] // Отчего и почему. - 2000. - № 3. - С. 18 - 19.
8. Светикова П. Литературный утренник, посвящённый творчеству С. Я. Маршака / Книги-детям. - М. : Детгиз, 1957. - С. 95 - 129.
9. Светлова Г. Что такое стихи? : [конспекты занятий по произведений С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 6. - С. 101 - 104.
10. Сорокина Н. В гостях у сказки : [театрализованная игра по сказкам С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 5. - С. 133 - 136.
11. Чурилова Э. Двенадцать месяцев : [пьеса по сказке С. Я. Маршака в варианте, доступном для дошкольников] // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 11. - С. 99 - 110.