Получи документы

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольника

Анна Абильмажинова
Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

«Значение пальчиковых игр для развития

речи дошкольника»

«Рука – это инструмент всех инструментов»

Аристотель.

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

Упражнения для кистей рук известны ещё с древности. Наши предки заметили, что

разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое

развитие малыша. Они играли с ними в «Ладушки» и «Сороку- белобоку». И даже не

осознавали, что таким образом занимались пальчиковой гимнастикой.

Публикация «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольника» размещена в разделах

На верхнюю конечность, в частности кисть и пальцы, приходится огромная доля

двигательной деятельности человека. Рука играет основную роль в многообразных

трудовых процессах.

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие

способности, фантазию.

Что же такое пальчиковая гимнастика?

Пальчиковая гимнастика – это инсценировка стихов или каких-либо историй при

помощи пальцев. Пальчиковые игры – это упражнения пальчиковой гимнастики.

Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством

развития мышления ребёнка. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее

значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности

ребенка.

Исследования показывают, что регулярные упражнения и массаж пальцев способствуют

развитию интеллектуальных способностей, в том числе освоению речи.

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

1. Способствует овладению навыками мелкой моторики.

2 Активизируют речевые центры;

3. Повышает работоспособность коры головного мозга.

4. Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память,

воображение.

5. Создают позитивную атмосферу в группе, вызывают положительные эмоции.

Пальчиковая гимнастика учит ребёнка концентрировать внимание и правильно его

распределять.

Упражнения для кистей рук рекомендуется осваивать с раннего возраста. С детьми до

года родитель или педагог занимается индивидуально. Взрослый произносит строчки

стихотворения и на каждую выполняет движение за ребёнка.

Оптимальная длительность пальчиковой гимнастики — 5 минут. В старших группах на

гимнастику допустимо отвести до 10 минут.

Родителям и педагогам необходимо обогащать игровой опыт детей пальчиковыми

упражнениями и забавами. Они помогают развитию памяти и речи, подготавливают кисть

ведущей руки к письму. И, что особенно актуально в современных условиях, являются

простым и приятным способом сохранить эмоциональный баланс, избежать мышечного и

психического перенапряжения.

Высокий уровень развития мелкой моторики рук является необходимой предпосылкой

для успехов в учебной бытовой и трудовой деятельности.

Картотека пальчиковых игр:

«Рука»

Пять и пять пошли гулять.

Вместе весело играть.

(Сжимание - разжимание пальцев рук).

Повернулись, улыбнулись,

(Вращение кистей рук).

В кулачок опять свернулись

Вот какие молодцы.

(Стучать кулачками)

«Мои игрушки»

Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки,

(Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв,

остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).

Это зайка,

(Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца, остальные

прижать к ладони.)

Это пёс.

(Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса, большой палец направлен вверх

(ушко).

Вот машинка без колёс.

(Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.)

Это книжки-раскладушки.

Вот и все мои игрушки.

(Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.)

«Это я»

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали вытрем лоб!

(Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом)

«Листопад»

Листопад, листопад!

(Руки поднять вверх).

Листья по ветру летят:

(Покачивая кистями из стороны в сторону,

медленно опускать руки (листья опадают).

С клёна – кленовый,

(Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.)

С дуба – дубовый,

(Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.)

С осины – осиновый,

(Указательный и большой соединить в виде колечка.)

С рябины- рябиновый.

(Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.)

Полны листьев лес и сад

То-то радость для ребят!

(Хлопки в ладоши).

«Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,

(Движения прямыми ладонями вверх-вниз)

Мы капусту солим-солим,

(Поочерёдное поглаживание подушечек пальцев)

Мы капусту трём-трём,

(Потирать кулачок о кулачок)

Мы капусту жмём-жмём.

(Жимать и разжимать кулачки)

«Апельсин»

Мы делили апельсин.

(Рука сжата в кулачок)

Много нас, а он один!

(Крутим кулачком вправо-влево)

Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого

Эта долька для ежа,

(Разгибаем указательный пальчик)

Эта долька для чижа,

(Разгибаем средний пальчик)

Эта долька для утят,

(Разгибаем безымянный пальчик)

Эта долька для котят,

(Разгибаем мизинчик)

Эта долька для бобра,

(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)

Ну, а волку - кожура.

(Двумя руками показываем волчью пасть)

Он сердит на нас - беда!

В домик прячемся - сюда!

(Складываем руки домиком)

«Репка»

Тянут, тянут бабка с дедкой Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги

Из земли большую репку:

Вот пришла бы наша внучка,

Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.

Помогла б собачка Жучка.

Где же кошка, мышка – крошка?

Хоть держалась крепко,

Вытянута репка.

«Снегири»

Вот на ветках, посмотри, Четыре хлопка руками.

В красных майках снегири.

Распушили пёрышки. Изображают «крылышки»

Греются на солнышке.

Головой вертят, Повороты головой.

Улетать хотят.

Кыш! Кыш! Улетели! Вращательные движения кистями рук.

За метелью, за метелью!

«Пчёлки»

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй

руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".)

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

(Заглядываем в "улей".)

Надо в дом постучать,

(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, Где же эти пчёлки?

(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)

Стали вдруг вылетать:

(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)

Раз два, три, четыре, пять!

«Дом»

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз,

делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик

«Зимняя прогулка»

(Загибаем пальчики по одному)

Раз, два, три, четыре, пять

("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)

Мы во двор пришли гулять.

("Лепим" комочек двумя ладонями)

Бабу снежную лепили,

(Крошащие движения всеми пальцами)

Птичек крошками кормили,

(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

С горки мы потом катались,

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

А ещё в снегу валялись.

(Отряхиваем ладошки)

Все в снегу домой пришли.

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Съели суп и спать легли.

«Дни недели»

В понедельник я стирала,

(кулачки трём друг о друга)

Пол во вторник подметала.

(кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)

В среду я пекла калач,

(печём "пирожки")

Весь четверг искала мяч,

(правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")

Чашки в пятницу помыла,

(пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой

руки водим по кругу внутри левой руки)

А в субботу торт купила.

(ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

«Замок»

На дверях висит замок.

(Пальцы в замок)

Кто его открыть бы смог?

(Наклонить замочек влево-вправо)

Мы замочком повертели,

(круговые движения кистями рук, сложенными в замок)

Мы замочком покрутили,

(Пальцы сомкнуты, ладошки трутся друг о друга.)

Мы замочком постучали,

(Пальцы сомкнуты, ладошки стучат друг о друга.)

Постучали, и открыли!

(Показать ладошки.)

Пальчиковая гимнастика - один из самых полезных типов игр для детей

дошкольного возраста. А чтобы она ему не наскучила, почаще разучивайте с ребенком новые стихи и новые сюжеты игровой пальчиковой гимнастики!

Публикации по теме:

Оценка физического развития дошкольника (фотоотчет)Оценка физического развития дошкольника (фотоотчет) Как происходит оценка физического развития ребенка? Безусловно, необходимо учитывать отдельные стороны его двигательных возможностей. Это.

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольникаЗначение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника СЛАЙД3 В своей работе большое внимание я уделяю сюжетно-ролевым играм, так как сюжетно- ролевая игра - это основной вид игры ребенка.

Фотоотчет о родительском собрании «Игра как основа развития речи дошкольника»Фотоотчет о родительском собрании «Игра как основа развития речи дошкольника» Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит.

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников» Движение пальцев рук - имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около тысячи важных, биологически активных.

Консультация для родителей «Значение оригами для развития ребёнка»Консультация для родителей «Значение оригами для развития ребёнка» Искусство оригами знакомо каждому из нас с детства. Каждый взрослый, будучи ребенком, делал кораблики, самолётики, лягушек и тюльпаны.

Мастер-класс для педагогов «Эти строки посвящаю Родине своей. Значение поэзии в развитии дошкольника» Цель мастер-класса: Обратить внимание педагогов на значение поэзии в развитии дошкольника. Материалы и оборудование: материал для разучивания.

Народное искусство для всестороннего развития дошкольникаНародное искусство для всестороннего развития дошкольника Современное время – это время социальных перемен. Меняются приоритеты, жизненные позиции, человеческие взаимоотношения… Трудно сейчас.

Выступление на педагогическом совете «Значение предметно-развивающей среды для социализации дошкольника» Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности,.

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника. Младший дошкольный возрастЗначение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника. Младший дошкольный возраст В дошкольном возрасте основным видом деятельности дошкольника является игра, с помощью которой происходит формирование всех сторон личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольника
Опубликовано: 21 мая 2020 в 15:34
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Анна Абильмажинова (УИ 183285) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД