Олеся Вологжина
Значение куклотерапии в коррекции и развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Значение куклотерапии в коррекции и развитии речи дошкольников»
В логопедической работе с детьми, имеющими нарушение в развитии, наиболее эффективным методом является куклотерапия. Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма коррекционного воздействия на ребенка куклу (либо любого другого персонажа).
Публикация «Значение куклотерапии в коррекции и развитии речи дошкольников» размещена в разделах
- Куклотерапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Проблема развития речи у детей дошкольного возраста является актуальной в системе образования. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, один из самых простых и эффективных способов воздействия на детей, является игра с куклой. В этом простом способе наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с речевыми нарушениями. Тяжелая структура речевого нарушения требует системного комплексного подхода – это коррекция речевого нарушения и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка.
В дополнении к традиционным методам воздействия, все больше используются нетрадиционные формы работы. Они помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции. Введение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс. Работа с ребенком при нетрадиционной коррекции речи становится динамичной, эмоциональной приятной, неутомительной и разнообразной, занятия становятся более интересными и разнообразными, содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
На сегодняшний день к одним из методом нетрадиционного воздействия, относится куклотерапия.
На занятиях по развитию речи с использованием метода куклотерапии решаются следующие задачи:
• обогащение словарного запаса;
• развитие познавательной сферы ребенка.
• обогащение представления об окружающем мире.
• формирование грамматического строя речи;
• развитие связной речи и диалогического общения;
• развитие пространственного ориентирования;
• совершенствование мелкой моторики и координации движений.
• развитие навыков коммуникативного воздействия детей друг на друга.
Этот вид арт–терапии направлен на развитие у детей не только ощущений (сенсорики, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее, он также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру куклы и ее поступков, старается говорить четко и понятно.
При игре с куклой формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Также куклотерапия способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
В куклотерапии используют разнообразные варианты кукол: куклы-марионетки, пальчиковые куклы, перчаточные куклы, куклы на палочке, куклы из ниток, плоскостные куклы… На них мы и остановимся.
В куклотерапии применяются разнообразные куклы : от отдельно взятых персонажей до представителей многочисленных видов театральных кукол.
Пальчиковые куклы – способствуют развитию речи, внимания, памяти, формируют пространственные представления, развивают ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышают работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл действия с этой куклой заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
Куклы марионетки - вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью, развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.
Перчаточные куклы. Эта кукла – способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с куклой – перчаткой. Куклотерапия с использованием этой куклы дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами. Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети.
Плоскостные куклы– помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи, помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения, игры, счета.
Пример использования плоскостных кукол в игровом пособии «Лужайка»
• Формирование понимания речи, обогащение словарного запаса. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
• Классификация животных. Также играя с куклами-животными, дети закрепляют в речи притяжательные прилагательные.
• Составляем описательный рассказ. Составление предложений с предлогами.
• Закрепление произношения звука в слогах. Ежик собирает грибы и произносит слоги.
• Развитие пространственного ориентирования.
Таким образом, применение метода куклотерапии делает занятия более интересными, разнообразными и эффективными!