Наталья Хаванева
Значение театра в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Значение театра в развитии речи детей
Аннотация: Данная статья раскрывает значение театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Ключевые слова: Театр, развитие речи, дошкольный возраст
Публикация «Значение театра в развитии речи детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
К сожалению, родители мало проводят времени с ребёнком (дети предоставлены сами себе, чаще проводят время за компьютером, им некогда читать детям сказки, поиграть с ними в игры, тем более некогда заниматься с ними. Что приводит к множествам проблем с речью детей к моменту поступления в школу. Многие родители надеются на детский сад, полагаясь, что занятий и живого общения со сверстниками достаточно для формирования речевых умений и навыков.
Большое значение в развитии речи у дошкольников в детском саду играет театрализованная деятельность. Во время театрализованных игр у малышей расширяется словарный запас, совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок четче и понятливее начинает произносить звуки, проговаривает слова.
Большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, поэтому важно пополнить театральный уголок кукольным, пальчиковым, настольным и теневым театрами, домиком либо ширмой, масками, разными атрибутами, настольными играми «Герои сказок», «Собери сказку» и т. д., персонажами с разным настроением. А также в уголке могут быть куклы в национальных костюмах, народная одежда, платочки, связанные маленькие коврики или украшенные вышивкой скатерти, предметы обихода, а также костюмы сказочных героев.
Дети с удовольствием принимают участие в драматизации знакомых сказок, но не все дети могут свободно инсценировать, обыгрывать роли знакомых персонажей, некоторые из них стесняются, не могут раскрыться перед сверстниками, испытывая при этом чувство страха. Для того, чтобы ребенок себя свободно чувствовал, мог побыть с собой наедине, в группе можно сделать «Уголок уединения».
Театрализованная деятельность играет важную роль в развитии речи, поэтому должное место занимает книжный уголок с художественной литературой, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, подборка артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, картотека дидактических игр по речевому развитию «У кого похожая картинка?», «Отгадай по описанию», «Кто, как передвигается?», «Что происходит в природе?», «Из какой сказки персонаж?», «Игрушки», «Кто где живет?», «Мамы и детки» и т. д.
Добиться положительных результатов помогает систематически организованная работа по проекту «Театр глазами детей», цель которого направленна на развитие речи и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Тематика театрализованных игр огромна, может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Малыши в таких играх с помощью взрослых учатся сопереживать героям сказок. Они начинают положительно относиться к хорошим героям и сердятся, негативно относятся к злым, вредным, т. е. отрицательным персонажам.
В процессе обыгрывания знакомых сказок или эпизодов из них у ребенка расширяется словарный запас, совершенствуется звуковая культура, он учится выражать свои эмоции. Для этого педагоги инсценируют, беря на себя роли разных персонажей. При этом в младшей группе обыгрываются сказки с повторяющимся сюжетом, действиями, более короткие по содержанию. Постепенно малыши сами начинают проявлять интерес, подключаются к действиям с куклами, героями, используя простые высказывания, фразы из сказок.
После драматизации сказок проводится беседа по содержанию, дается характеристика героям, дети отвечают на вопросы: Кто тебе больше понравился в сказке? Какие заяц и лиса из сказки «Заюшкина избушка»? и т. д. Персонажей сказок передают в рисовании, лепке и аппликации, в совместном творчестве с воспитателем.
Кроме обыгрывания сказок, с детьми можно поиграть в театрализованные игры. Эти игры различны по содержанию. Например «В деревне», «Зоопарк», «У Маши день рождение», «Цирк приехал» и т. д.
А также интересны игры на умение распознавать и самим показывать эмоции. Например: «Найди картину с эмоцией, которую испытывает герой сказки» (грусть, радость, злость, страх, удивление, «Покажи на картине, какую эмоцию испытываешь ты». А для повышения значимости каждого ребёнка, для создания позитивного настроя хорошо провести игры «Комплимент», «Назови ласково», где ведущим выступает взрослый.
Малышам очень нравятся музыкальные сказки. Они с удовольствием подпевают героям и выполняют музыкально-ритмические движения, что способствует развитию музыкальности, подвижности суставов и ритмичности движений. В свою очередь дыхательная и речевая гимнастика способствует формированию правильной, чёткой артикуляции и произношения. В работе над формированием звуковой культуры речи часто используются потешки, поговорки, прибаутки, считалки, чистоговорки и т. д.
Работа по развитию речи не полноценна без участия семьи. С ними можно провести семинары-практикумы, консультации, беседы, с целью показания роли театра в развитии речи детей. Родители сами могут принять участие в создании театра своими руками и инсценировать сказку с использованием этих персонажей. В ходе проведения родительского собрания использовать театрализованные игры для того, чтобы заинтересовать родителей и вызвать у них желание в дальнейшем использовать эти игры дома. Данная работа помогает родителям закрепить полученный опыт на практике.
Благодаря проведё нной работе можно увидеть положительные результаты:
1. Дети более четко и правильно произносят звуки, повысился словарный запас.
2. Дети с большим интересом начали включаться в театрализованную деятельность.
3. Дети вступают в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками.
Таким образом, театр играет огромную роль в развитии речи ребенка- дошкольника.
Литература
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение 1991г.
2. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольника. М. ТЦ Сфера, 2009г.
Дидактические игры с бельевыми прищепками и их значение в развитии детей 2–3 лет Развиваемся - играя» (игры с бельевыми прищепками, и их значение в развитии детей 2-3 лет). Данную картотеку подготовила для вас: Воспитатедь.
Значение подвижных игр в развитии детей раннего возраста Подвижная игра влияет как на физическое развитие, так и на эмоционально-умственное развитие ребенка. Игра совершенствует и формирует новые.
Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Термин «конструирование» означает приведение в определенное.
Консультация для родителей: «Значение фольклора в музыкальном развитии детей» Фольклор является объединяющим миром детей и взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов.
Творческий отчет «Значение дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, это восприятие.
Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.
Значение конструктивной деятельности в развитии детей младшего возраста. Консультация для родителей Конструктивная деятельность тесно связана с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей, а также средством всестороннего.
Значение рисования в развитии детей дошкольного возраста Рисование является одним из интересных и важных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, ребенок развивает себя.
Значение театрализованной деятельности в развитии детей раннего возраста Театрализованная деятельность позволяет решить многие воспитательно - образовательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся.
Значение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра - одна из более совершенных и эффективных форм реализации развития речи у детей на разных возрастных этапах. Она.
Наталья Хаванева | Все публикации
Значение театра в развитии речи детей
Опубликовано: 29 декабря 2022 в 20:00
|