Татьяна Касияди
Значение конструирования и ручного труда для творческого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Значение конструирования и ручного труда для творческого развития дошкольников
Конструирование и ручной труд имеют большое значение для развития ребенка и его подготовки к обучению в школе.
Публикация «Значение конструирования и ручного труда для творческого развития дошкольников» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Эти виды деятельности значительно расширяют кругозор детей, их значения о свойствах материалов и возможностях их применения. На занятиях дошкольники постигают первые навыки планирования предстоящей работы, учатся намечать последовательность ее выполнения, проводить простейший анализ, делать выводы. Дети осваивают приемы работы с различными материалами, знакомятся с инструментами и способами работы с ними.
Специфическая особенность конструктивной деятельности в том, что она, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребенка дошкольного возраста. В ней предоставляется возможность действовать с готовыми геометрическими телами, на практике познавать их цвет, форму, величину, совершенствовать восприятие пространственных отношений и развивать сенсомоторику. Конструирование открывает большой простор для фантазии и творчества. Дети по своему замыслу возводят мосты, здания, башни необычной конструкции, а затем играют с этими постройками.
В разделе программы по конструированию во всех возрастных группах четко прослеживаются три основные задачи обучения: развитие конструктивного мышления, создание благоприятных условий для сотрудничества в совместной деятельности.
Содержание задач и их значение на каждом возрастном этапе различны. Если в младшем дошкольном возрасте, прежде всего, важно обучить детей навыкам конструирования, то в старшем уже ставятся проблемные задачи, связанные с поисковой деятельностью и творчеством.
«Программа воспитания и обучения в детском. саду» рекомендует занятия конструированием чередовать с занятиями ручным трудом. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирование первых трудовых навыков.
Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумываясь над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской забавой, заполнением свободного времени или интересным делом. Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыков придет и ловкость в работе. С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему - красивые камушки, ракушки. Ребята подогу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию форм, красок, свойств каждого материала. Например, дети узнают поверхность; желуди овальные, блестящие, желто-коричневые и т. д.
ОРГАНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТРУДА
Учитывая, что при конструировании из строительных материалов значительная часть деталей уходит на изготовление перекрытий, а ограниченное их количество не позволяет сооружать перекрытия в соответствии с детским замыслом, воспитатель предлагает ребятам использовать различные по конфигурации пластины (квадратные, круглые, треугольные, овальные, многоугольные и др.)
Если в строительных наборах не хватает цилиндров (колес, то их делают из круглых длинных палок (черенков, нарезая на отрезки разной длины. Широко используются детали, вырезанные из пенопласта и окрашенные в разные цвета (в основном для украшения построек).
В работе с детьми старшего дошкольного возраста по определенным темам («Задания», «Мосты», «Транспорт») в качестве образцов используются рисунки, иллюстрации, фотографии, чертежи, схемы. Это чертежи типа «Дострой зданий», «Найди ошибку в чертеже»; изображения сложных построек, показывающие ребенку этапы их сооружения; чертежи, дающие лишь схему предмета, и др.
ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКА ТРУДА
В старших группах организуются уголки художественного труда, где имеются шкафы, стеллажи или полки.
На верхней полке выделяется место для периодически меняющихся выставок (народное искусство, детские поделки, работы школьников, родителей, воспитателей и др.). На следующей помещаются материалы и оборудование для работы с бумагой и картоном (различные виды бумаги и картона, выкройки, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы и др.). Затем - все для работы с использованным материалом (различные коробки из-под пищевых продуктов, парфюмерии, шпагат, проволока в полихлорвиниловой оболочке, поролон, пенопласт и др.). На отдельной полке располагается все необходимое для шитья (только в подготовительных к школе группах): одна — две швейные детские машинки; коробка с набором ниток, пуговиц, тесьма, резинки; коробка с кусками различных видов тканей; альбом с образцами тканей; выкройки; шаблоны и др. И наконец, на самой нижней полке раскладывается природный материал: шишки, веточки, желуди, каштаны, ракушки, перышки и т. д.
Специальные столы для работы не ставятся, а используются те же, за которыми дети занимаются.
Для того чтобы уголок имел эстетический вид и для удобства пользования на коробках наклеивают маленькие изображения тех предметов, которые в них лежат. Внутри коробку можно поделить на ячейки, например для хранения желудей, косточек или ниток, пуговиц.
Организуя работу по конструированию и художественному труду, воспитатели должны помнить, что в целях охраны жизни и здоровья детям не предлагают мех, шагреневую (бархатную) бумагу, проволоку без оболочки, канцелярский (конторский) клей, коробки от сыпучих лекарственных средств, плоды репейника, колосья, ядовитые растения, скорлупу сырых яиц, спичечные коробки и спички, коробки из - под сигарет, папирос, скрепки, булавки, кнопки и другие колющие предметы (кроме иголок, хранящихся у воспитателя, баллоны от аэрозолей.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ И РАБОТЕ С БУМАГОЙ
Изготовление поделок из бумаги увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, художественного вкуса, конструктивного мышления.
Работа с бумагой заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение.
Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать и подобранные в соответствии с возрастными особенностями дошкольников задания, и поощрение взрослого.
Необходимо также добиваться, чтобы выполненные поделки, имели аккуратный, красивый вид, чтобы дети экономно расходовали материал.
Например, после работы с цветной бумагой остается много работы с цветной бумагой остается много обрезков, которые можно использовать для украшения других поделок. Желательно, чтобы дети складывали их в специально предназначенные коробки или конверты.
В детском саду дошкольники получают элементарные знания о бумаге и картоне как материале. Из которого можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром; елочные украшения; атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций (декораций, элементы масок, костюмов и др.); игрушки-забавы; подарки, сувениры родителям, друзьям.
Необходимо познакомить детей с такими особенностями бумаги и картона, как толщина, гладкая или шероховатая поверхность, подчеркнуть: бумага различных расцветок дает возможность создавать выразительные поделки.
Для того чтобы успешно организовать эту работу, педагог должен заранее определить ее содержание и объем, подобрать в нужном количестве материал, предусмотреть соблюдение правил техники безопасности. Более того, готовясь к предстоящей работе, педагог выполняет все поделки, чтобы помочь детям устранить возникшие трудности.
Дошкольники учатся выполнять поделки по типу оригами. Это широко распространенная техника изготовления бумажных фигур животных, птиц, цветов, игрушек, не требующая каких-либо особых украшений.
Весь программный материал условно разделен на циклы. Поделки одного цикла (простые, сложные) изготавливаются по единой основе -выкройке. Воспитатель не только знакомит детей с техникой выполнения определенного вида изделия, но и показывает, как можно одно преобразовать в другое, усовершенствовать.
Практика подтверждает, что такой принцип преподнесения материала дает возможность лучше усвоить последовательность выполнения работы, пробуждает интерес к изобретательству, помогает закрепить приобретенные навыки.
Практический показ
Давайте попробуем сделать игрушки. Игрушки-самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что также сказывается положительно на его развитии. Но важно чтобы дети видели результаты своего труда. Я предлагаю составить коллаж. Для изготовления игрушек будем использовать обычную бумагу.
Я предлагаю организовать 2 команды. 1 команда выполнит коллаж «Кошка с котятами». Котята - всегда вызывают у детей положительные эмоции.
Вот кошка, у нее есть котята.
Я предлагаю сконструировать котят из волшебных квадратов. Т. к. воспитатели имеют навыки конструирования методом «оригами» я предлагаю конструировать по образцу.
А другой команде предлагаю конструировать «Кролики на лугу».
По окончанию работы.
Вы послушайте ребята,
Я хочу вам рассказать
Родились у нас котята -
Их по счету ровно 5.
Мы решили, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали :
Раз, два, три, четыре, пять.
Интересным для ребят, будет задание, в котором они должны соотнести кличку кошки с ее внешним видом и мотивировать выбор.
Для закрепления и расширения знаний о животных полезно организовать игру «Помоги найти домик». По такой схеме составить коллаж «Кролики на лугу» и обыграть.