Лучший педагог года

Организация ручного труда с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Наиля Рафиковна Хлебанцова
Организация ручного труда с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: развитие ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста. Формирование гармонически развитой личности.

Задачи:

1. Формирование практических навыков работы с материалами и инструментами.

2. Практическое освоение некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов

3. Формирование пространственных представлений.

4. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

5. Развитие восприятия, зрительно-двигательной координации, внимания, памяти.

Публикация «Организация ручного труда с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах

6. Обогащение словарного запаса, грамматического строя речи.

7. Появление бережного и созидательного отношения к окружающему.

8. Умение действовать по словесным инструкциям, умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости, требующая развития ловкости и пластичности пальцев, действуя с различными материалами. Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала - труд кропотливый, интересный, необходимый и очень приятный. Сопоставляя все выше перечисленное я пришла к выводу, что детям старшего дошкольного возраста необходима ручная деятельность.

Свою работу я планирую в соответствии с задачами образовательной программы детского сада № 1 «Тополек», используя литературу:

1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Лучшие поделки из бумаги и картона. – М. : ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 241 с.

2. Нечаевой В. Г. «Трудовое воспитание», 1964 г. «Просвещение Москва»

3. Нечаевой В. Г., «Воспитание дошкольников в труде», 1980 г., Москва, Просвещение.

4. Петрова И. М. «Волшебные полоски», Санкт-Петербург, «Детсво-пресс», 2002

5. «Объемная аппликация», Петрова И. М., Санкт-Петербург, «Детсво-пресс», 2000

6. «Апликация», А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева, Ярославль, Академия развития, Академия холдинг, 2003

7. «Ура! Я научился!» А. Е. Белоусова, Санкт-Петербург, «Детсво-пресс», 2004

8. Белякова О. В. Волшебная бумага, или Бумажные фокусы / О. В. Белякова, А. В. Щеглова. – Ростов н/ Д: Феникс, 2006. – 254 с.

9. Гирндт С. Разноцветные поделки из природных материалов / С. Гирндт; пер. с нем. А. П. Прокопьева. – Изд. 4-е. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 192 с.

10. Румянцева, Е. А. Простые поделки без помощи мамы / Е. А. Румянцева. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 192 с.

11. Сержантова Т. Б. Оригами. Новые модели / Т. Б. Сержантова. – Изд. 2-е. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 192 с.

12. Романовская А. Л., Чезлов Е. М. Забавные поделки, крупные и мелкие: Бумага, ткань, соломка, глина, камушки / А. Л. Романовская, Е. М. Чезлов. – М. : АСТ, Мн. : ООО «Харвест», 2006. – 96 с.

Вначале я составила перспективное планирование в соответствии с тематическим планированием образовательной программы детского сада. Составила циклограмму планирования.

Первая неделя – природный материал, вторая неделя – бумага, третья - бросовый матери, четвертая – рукоделие.

В работе с детьми я использую наиболее эффективные методы и приемы:

1. Проблемные ситуации для мотивации деятельности

2. Использование художественного слова и технических средств

3. Напоминание правил по технике безопасности при работе с ножницами, с использованием запрещающих и разрешающих знаков, которые мы разработали вместе с детьми.

4. Рассматривание схем последовательности работы.

5. Показ с объяснением.

6. Активизация речи детей.

7. Динамическая пауза.

8. Практическая деятельность детей.

9. Помощь со стороны взрослого и детей тем, кто затрудняется.

10. Анализ и самооценка деятельности детьми.

Для того, чтобы поддержать интерес по изготовлению поделок, я в своей группе создала «Уголок ручного труда» - творческую мастерскую, где расположен разнообразный материал для творчества. Материал по ручному труду находится в контейнерах в доступном для детей месте. Это природный материал: шишки, веточки, орехи, листья, крупа. Бросовый: проволока, капсулы от киндер сюрпризов, фломастеры, пластмассовые бутылки, диски. Для работ с бумагой : различные виды бумаги – обычная, салфетки, цветная, картон. Для рукоделия: проволока, вата, целлофан, поролон, ткань, нитки, ленты и т. д. а так же оборудование: ножницы, кисточки, клей, салфетки, пластилин и т. д.

Мною была разработана модель схема по изготовлению подделок:

1. Определение и выявление частей поделки

2. Отбор необходимого материала и инструментов

3. Зарисовка будущей поделки по частям

4. Изготовление основных частей поделки

5. Изготовление дополнительных деталей

6. Соединение частей поделки, игрушки

7. Украшение поделки, игрушки

Я постаралась сделать так, чтобы и для наших детей поделка была не просто итогом работы, а любимой игрушкой, подарком, который бы дети берегли и радовались вместе с педагогом. Например, работая с картоном, мы с ребятами сделали макет нашего детского сада «Тополёк». Для обыгрывания дети принесли мелкие игрушки. И получилась сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

Дети с удовольствием работают с бумагой, поскольку она легко поддаётся сгибанию, вырезанию, разрыванию, обрыванию, склеиванию. Например: изготовили кошелёк, лодочку в технике оригами, используя схемы, которые напоминают детям последовательность выполнения работы, приходя к конечному результату. Изготовили в подарок маме, бабушке такие поделки как сирень, мимозу – из комочков.

В работе с бросовым материалом присутствует новизна, любознательность, творческий поиск. Например: предложив детям диски, мы решали, какой узор, поделку можно сделать, и какой материал использовать. Когда дети увидели результат своей работы, то было много положительных эмоций, гордости, радости за свой труд. Из обычных пробок с ребятами изготовили поделки: жучков, рыбок, лягушку, кошку. Которые с интересом рассматривали дети других групп и сотрудники детского сада.

В процессе изготовления поделок использовалось художественное слово - загадки, стихотворения, волшебные сказки, чтобы разбудить воображение детей, подтолкнуть их к собственному видению будущей поделки, проявить и реализовать творческую задумку. Например: при изготовлении ежа из семечек, загадала загадку:

Шубка – иголки,

Свернулся он – колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? (Ёж)

А во время трудовой деятельности по изготовлению ежа прочла стихотворение Заходера:

Что ты еж такой колючий

- Это я на всякий случай:

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи.

Из природного материала делали разнообразные поделки: из листьев – сову, гирлянды, венки, из желудей – муравейник, из шишек – человечков. Обязательным условием работы является продумывание названия поделки. Например: человечка из шишек одни дети назвали Лесовичок, другие Леший, Коша.

С интересом дети занимаются рукоделием. Из ткани сшили театр – обшили тканью пластиковые бутылки, из пуговиц сделали глазки и рот, тесьмой и ленточкой украсили изделие. Необычные поделки получились из пластиковых ложек, которых мы превратили в четырё х волшебниц: Зиму, Весну, Лето и Осень, сшив на них наряды, украсили цветами, мишурой, бусами и т. д.

В процессе изготовления поделки стараюсь вовлечь всех детей. С робкими, застенчивыми, малоактивными сначала изготавливала самые простые поделки, постепенно вовлекая их в коллективное изготовление поделок.

В процессе изготовления коллективных работ создаю благоприятные условия для общения детей друг с другом и с взрослыми; радостные чувства объединяют детей, что очень важно для детей. Они перестают стесняться, смело идут на контакт. Например: так Илье и Арине предложила сначала из каштанов сделать Колобка из русской народной сказки, потом медведя, затем зайца и лису. Первые подделки дети делали с моей помощью, а зайчишку и лису уже самостоятельно, используя каштаны, желуди, пластилин. У детей появилась уверенность, и они с удовольствием принимали участие в коллективных работах. Например: в коллективных работах «Осень», «Детский сад», «Кондитерская».

При выполнении коллективных работ я учу детей :

1. договариваться о совместной работе, ее содержании;

2. работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

3. планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;

4. радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Дети стали более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях, коммуникабельными, научились общаться, дружить, работать в коллективе.

Большое внимание уделяю работе с родителями. Родители принимают активное участие в жизни детского сада, практикуется совместная подготовка и проведение праздников, изготовление атрибутов, костюмов, декораций к ним, изготовлении сюжетно-ролевых игр и игрового оборудования, дидактических и развивающих игр, пособий для ручного труда, инвентаря для организации трудовой деятельности, совместных творческих выставок детей и родителей. Систематически проходят встречи в «Творческой мастерской». Каждая встреча посвящена определённой теме, например: «Осенние фантазии», «Новогодний калейдоскоп», «Сюрприз для мамы» и т. д. В ходе этих встреч родители делятся своими находками, интересными задумками. Родители с детьми показывают своё совместное творчество и с удовольствием рассматривают работы, представленные на выставке. Так в ноябре родители участвовали в выставке «Осенние фантазии», где были представлены работы, сделанные совместно с родителями и детьми.

Анализируя свою работу, я с уверенностью могу сказать, что систематическая работа по ручному труду является непременным условием развития речи, творческого воображения, а также предпосылок успешного овладения учебной деятельностью, психических качеств и умений, без которых невозможно успешное обучение в школе. Она даёт очень хорошие результаты.

Опыт работы показывает, что планомерная работа по развитию ручной умелости в детском саду и семье способствует:

1. получению углубленных знаний о качестве и возможностях различных материалов;

2. возникновению желания трудиться и овладевать особенностями мастерства;

3. развитию речи, воображения, фантазии, смекалки;

4. закреплению положительных эмоций;

5. подготовке ребенка к последующему обучению в школе.

В дальнейшем я буду продолжать работу по ручному труду, знакомить и осваивать с детьми новые материалы и техники выполнения поделок для развития творчества, фантазии и трудовых навыков и умений детей.

Публикации по теме:

Организация индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы) В начале учебного года при проверке музыкальных способностей отмечается, что некоторые дети справляются с пропеванием данного звука, плохо.

Из опыта работы по познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возрастаИз опыта работы по познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста Не торопись навязывать знания ребёнку. Пускай истинный мир, явления и предметы… проходят перед ним в возможно большем количестве, пускай.

Из опыта работы по проблеме «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми»Из опыта работы по проблеме «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми» Уважаемые коллеги работая в коррекционном ДОУ (дети с ОНР)пришла к выводу, использования здоровьесберегающих технологий в логопедической.

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ.

Виды хозяйственно-бытового труда, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста Презентация для педагогов ДОУ. Данная разработка поможет молодым воспитателям (специалистам ДОУ) четко понять какие бывают виды хозяйственно.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с помощью ручного труда Содержание: • Введение • Теоретические основы Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей Особенности.

Организация сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы) Дошкольное детство – возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Игра – одна из ведущих видов деятельности.

Организация коррекционной работы с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста по теме «Транспорт» Организация коррекционной работы с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста по теме «Транспорт» Составила и провела: Воспитатель МКДОУ.

Экспериментирование с детьми дошкольного возраста на примере огорода на подоконникеЭкспериментирование с детьми дошкольного возраста на примере огорода на подоконнике Ребёнок - дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности.

Занятие по развитию речи с детьми 8–9 лет с использованием интерактивной доски и включением элементов ручного труда Занятие по развитию речи с детьми 8-9 лет с использованием интерактивной доски и включением элементов ручного труда Тема: Природа осенью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация ручного труда с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Опубликовано: 24 сентября 2015 в 10:32
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация ручного труда с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Наиля Рафиковна Хлебанцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД