Приложение МААМ

Организация ручного труда с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Наиля Рафиковна Хлебанцова
Организация ручного труда с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: развитие ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста. Формирование гармонически развитой личности.

Задачи:

1. Формирование практических навыков работы с материалами и инструментами.

2. Практическое освоение некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов

3. Формирование пространственных представлений.

4. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

5. Развитие восприятия, зрительно-двигательной координации, внимания, памяти.

Темочки:

6. Обогащение словарного запаса, грамматического строя речи.

7. Появление бережного и созидательного отношения к окружающему.

8. Умение действовать по словесным инструкциям, умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости, требующая развития ловкости и пластичности пальцев, действуя с различными материалами. Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала - труд кропотливый, интересный, необходимый и очень приятный. Сопоставляя все выше перечисленное я пришла к выводу, что детям старшего дошкольного возраста необходима ручная деятельность.

Свою работу я планирую в соответствии с задачами образовательной программы детского сада № 1 «Тополек», используя литературу:

1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Лучшие поделки из бумаги и картона. – М. : ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 241 с.

2. Нечаевой В. Г. «Трудовое воспитание», 1964 г. «Просвещение Москва»

3. Нечаевой В. Г., «Воспитание дошкольников в труде», 1980 г., Москва, Просвещение.

4. Петрова И. М. «Волшебные полоски», Санкт-Петербург, «Детсво-пресс», 2002

5. «Объемная аппликация», Петрова И. М., Санкт-Петербург, «Детсво-пресс», 2000

6. «Апликация», А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева, Ярославль, Академия развития, Академия холдинг, 2003

7. «Ура! Я научился!» А. Е. Белоусова, Санкт-Петербург, «Детсво-пресс», 2004

8. Белякова О. В. Волшебная бумага, или Бумажные фокусы / О. В. Белякова, А. В. Щеглова. – Ростов н/ Д: Феникс, 2006. – 254 с.

9. Гирндт С. Разноцветные поделки из природных материалов / С. Гирндт; пер. с нем. А. П. Прокопьева. – Изд. 4-е. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 192 с.

10. Румянцева, Е. А. Простые поделки без помощи мамы / Е. А. Румянцева. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 192 с.

11. Сержантова Т. Б. Оригами. Новые модели / Т. Б. Сержантова. – Изд. 2-е. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 192 с.

12. Романовская А. Л., Чезлов Е. М. Забавные поделки, крупные и мелкие: Бумага, ткань, соломка, глина, камушки / А. Л. Романовская, Е. М. Чезлов. – М. : АСТ, Мн. : ООО «Харвест», 2006. – 96 с.

Вначале я составила перспективное планирование в соответствии с тематическим планированием образовательной программы детского сада. Составила циклограмму планирования.

Первая неделя – природный материал, вторая неделя – бумага, третья - бросовый матери, четвертая – рукоделие.

В работе с детьми я использую наиболее эффективные методы и приемы:

1. Проблемные ситуации для мотивации деятельности

2. Использование художественного слова и технических средств

3. Напоминание правил по технике безопасности при работе с ножницами, с использованием запрещающих и разрешающих знаков, которые мы разработали вместе с детьми.

4. Рассматривание схем последовательности работы.

5. Показ с объяснением.

6. Активизация речи детей.

7. Динамическая пауза.

8. Практическая деятельность детей.

9. Помощь со стороны взрослого и детей тем, кто затрудняется.

10. Анализ и самооценка деятельности детьми.

Для того, чтобы поддержать интерес по изготовлению поделок, я в своей группе создала «Уголок ручного труда» - творческую мастерскую, где расположен разнообразный материал для творчества. Материал по ручному труду находится в контейнерах в доступном для детей месте. Это природный материал: шишки, веточки, орехи, листья, крупа. Бросовый: проволока, капсулы от киндер сюрпризов, фломастеры, пластмассовые бутылки, диски. Для работ с бумагой : различные виды бумаги – обычная, салфетки, цветная, картон. Для рукоделия: проволока, вата, целлофан, поролон, ткань, нитки, ленты и т. д. а так же оборудование: ножницы, кисточки, клей, салфетки, пластилин и т. д.

Мною была разработана модель схема по изготовлению подделок:

1. Определение и выявление частей поделки

2. Отбор необходимого материала и инструментов

3. Зарисовка будущей поделки по частям

4. Изготовление основных частей поделки

5. Изготовление дополнительных деталей

6. Соединение частей поделки, игрушки

7. Украшение поделки, игрушки

Я постаралась сделать так, чтобы и для наших детей поделка была не просто итогом работы, а любимой игрушкой, подарком, который бы дети берегли и радовались вместе с педагогом. Например, работая с картоном, мы с ребятами сделали макет нашего детского сада «Тополёк». Для обыгрывания дети принесли мелкие игрушки. И получилась сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

Дети с удовольствием работают с бумагой, поскольку она легко поддаётся сгибанию, вырезанию, разрыванию, обрыванию, склеиванию. Например: изготовили кошелёк, лодочку в технике оригами, используя схемы, которые напоминают детям последовательность выполнения работы, приходя к конечному результату. Изготовили в подарок маме, бабушке такие поделки как сирень, мимозу – из комочков.

В работе с бросовым материалом присутствует новизна, любознательность, творческий поиск. Например: предложив детям диски, мы решали, какой узор, поделку можно сделать, и какой материал использовать. Когда дети увидели результат своей работы, то было много положительных эмоций, гордости, радости за свой труд. Из обычных пробок с ребятами изготовили поделки: жучков, рыбок, лягушку, кошку. Которые с интересом рассматривали дети других групп и сотрудники детского сада.

В процессе изготовления поделок использовалось художественное слово - загадки, стихотворения, волшебные сказки, чтобы разбудить воображение детей, подтолкнуть их к собственному видению будущей поделки, проявить и реализовать творческую задумку. Например: при изготовлении ежа из семечек, загадала загадку:

Шубка – иголки,

Свернулся он – колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? (Ёж)

А во время трудовой деятельности по изготовлению ежа прочла стихотворение Заходера:

Что ты еж такой колючий

- Это я на всякий случай:

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи.

Из природного материала делали разнообразные поделки: из листьев – сову, гирлянды, венки, из желудей – муравейник, из шишек – человечков. Обязательным условием работы является продумывание названия поделки. Например: человечка из шишек одни дети назвали Лесовичок, другие Леший, Коша.

С интересом дети занимаются рукоделием. Из ткани сшили театр – обшили тканью пластиковые бутылки, из пуговиц сделали глазки и рот, тесьмой и ленточкой украсили изделие. Необычные поделки получились из пластиковых ложек, которых мы превратили в четырё х волшебниц: Зиму, Весну, Лето и Осень, сшив на них наряды, украсили цветами, мишурой, бусами и т. д.

В процессе изготовления поделки стараюсь вовлечь всех детей. С робкими, застенчивыми, малоактивными сначала изготавливала самые простые поделки, постепенно вовлекая их в коллективное изготовление поделок.

В процессе изготовления коллективных работ создаю благоприятные условия для общения детей друг с другом и с взрослыми; радостные чувства объединяют детей, что очень важно для детей. Они перестают стесняться, смело идут на контакт. Например: так Илье и Арине предложила сначала из каштанов сделать Колобка из русской народной сказки, потом медведя, затем зайца и лису. Первые подделки дети делали с моей помощью, а зайчишку и лису уже самостоятельно, используя каштаны, желуди, пластилин. У детей появилась уверенность, и они с удовольствием принимали участие в коллективных работах. Например: в коллективных работах «Осень», «Детский сад», «Кондитерская».

При выполнении коллективных работ я учу детей :

1. договариваться о совместной работе, ее содержании;

2. работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

3. планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;

4. радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Дети стали более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях, коммуникабельными, научились общаться, дружить, работать в коллективе.

Большое внимание уделяю работе с родителями. Родители принимают активное участие в жизни детского сада, практикуется совместная подготовка и проведение праздников, изготовление атрибутов, костюмов, декораций к ним, изготовлении сюжетно-ролевых игр и игрового оборудования, дидактических и развивающих игр, пособий для ручного труда, инвентаря для организации трудовой деятельности, совместных творческих выставок детей и родителей. Систематически проходят встречи в «Творческой мастерской». Каждая встреча посвящена определённой теме, например: «Осенние фантазии», «Новогодний калейдоскоп», «Сюрприз для мамы» и т. д. В ходе этих встреч родители делятся своими находками, интересными задумками. Родители с детьми показывают своё совместное творчество и с удовольствием рассматривают работы, представленные на выставке. Так в ноябре родители участвовали в выставке «Осенние фантазии», где были представлены работы, сделанные совместно с родителями и детьми.

Анализируя свою работу, я с уверенностью могу сказать, что систематическая работа по ручному труду является непременным условием развития речи, творческого воображения, а также предпосылок успешного овладения учебной деятельностью, психических качеств и умений, без которых невозможно успешное обучение в школе. Она даёт очень хорошие результаты.

Опыт работы показывает, что планомерная работа по развитию ручной умелости в детском саду и семье способствует:

1. получению углубленных знаний о качестве и возможностях различных материалов;

2. возникновению желания трудиться и овладевать особенностями мастерства;

3. развитию речи, воображения, фантазии, смекалки;

4. закреплению положительных эмоций;

5. подготовке ребенка к последующему обучению в школе.

В дальнейшем я буду продолжать работу по ручному труду, знакомить и осваивать с детьми новые материалы и техники выполнения поделок для развития творчества, фантазии и трудовых навыков и умений детей.

Публикации по теме:

Организация индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы) В начале учебного года при проверке музыкальных способностей отмечается, что некоторые дети справляются с пропеванием данного звука, плохо.

Из опыта работы по познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возрастаИз опыта работы по познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста Не торопись навязывать знания ребёнку. Пускай истинный мир, явления и предметы… проходят перед ним в возможно большем количестве, пускай.

Из опыта работы по проблеме «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми»Из опыта работы по проблеме «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми» Уважаемые коллеги работая в коррекционном ДОУ (дети с ОНР)пришла к выводу, использования здоровьесберегающих технологий в логопедической.

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ.

Виды хозяйственно-бытового труда, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста Презентация для педагогов ДОУ. Данная разработка поможет молодым воспитателям (специалистам ДОУ) четко понять какие бывают виды хозяйственно.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с помощью ручного труда Содержание: • Введение • Теоретические основы Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей Особенности.

Организация сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы) Дошкольное детство – возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Игра – одна из ведущих видов деятельности.

Организация коррекционной работы с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста по теме «Транспорт» Организация коррекционной работы с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста по теме «Транспорт» Составила и провела: Воспитатель МКДОУ.

Экспериментирование с детьми дошкольного возраста на примере огорода на подоконникеЭкспериментирование с детьми дошкольного возраста на примере огорода на подоконнике Ребёнок - дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности.

Занятие по развитию речи с детьми 8–9 лет с использованием интерактивной доски и включением элементов ручного труда Занятие по развитию речи с детьми 8-9 лет с использованием интерактивной доски и включением элементов ручного труда Тема: Природа осенью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация ручного труда с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Опубликовано: 24 сентября 2015 в 10:32
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация ручного труда с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Наиля Рафиковна Хлебанцова (УИ 370018) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД