Лариса Обухова
Формирование творческого конструирования у дошкольников с ЗПР.
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время специалисты коррекционных дошкольных учреждений уделяют конструированию особое внимание. В современных программах конструктивная деятельность рассматривается как одна из ведущих. Эта деятельность является эффективным средством преодоления имеющихся недостатков в психическом развитии у детей с ЗПР, а также играет важную роль в формировании творчества у детей с ЗПР. Л. С. Выготский указывал на то, что творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития. Все виды творческой деятельности для детей с ЗПР сложны и ни одним из этих видов дети спонтанно или стихийно не овладевают. Развитие творчества у детей с ЗПР связано с целенаправленным обучением, ориентированным на «зону ближайшего развития».
Публикация «Формирование творческого конструирования у дошкольников с ЗПР,» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Методические разработки
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Основными показателями творческого конструирования, как процесса деятельности
являются:
- создание ”образов”- их вариативность, новизна, наделение ”образов ” разными свойствами;
- умение строить разные образы на одной основе;
- умение видеть целое раньше частей;
- интеллектуальная активность и увлечённость поисковой деятельностью;
- эмоционная включённость.
Уровень развития творчества зависит от уровня развития воображения, именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.
В конструировании выделяется 2 этапа : создание замысла и его реализация. Творчество больше связано с созданием замысла, поскольку он заключается в планировании деятельности, в предъявлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения.
Конструирование у дошкольников с ЗПР находится на низком уровне и имеет следующие недостатки, связанные с особенностями их развития:
- нечеткость структуры образа;
- нечеткость и неустойчивость замысла;
- поспешность исполнительской деятельности;
- нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать;
При организации работы по формированию творческого конструирования у дошкольников с ЗПР были выполнены следующие условия:
- Организовано целенаправленное обучение.
- Осуществлен отбор конструкторского материала, позволяющего вести ориентировочно- поисковую деятельность и экспериментировать
–Включение конструирования в другие виды деятельности: игру, рисование сочинение сказок.
Формирование творческого конструирования у дошкольников с ЗПР строилось на основе трё х взаимосвязанных этапов:1) развитие самостоятельного детского экспериментирования с новым материалом; 2) решение детьми проблемных задач на развитие образного мышления, воображения и на формирование обобщенных способов конструирования; 3) самостоятельное конструирование по замыслу.
На занятиях по формированию творческого конструирования использовались различные виды
конструирования и разнообразный строительный материал. Подробнее рассмотрим плоскостное конструирование. Для создания различных плоскостных объектов использовались детали плоскостного конструктора, а также развивающие игры В. Воскобовича «Чудо-крестики» № 1,2,3, «Чудо-соты». Эти игры с выраженным творческим потенциалом помогали эффективнее решать познавательные и творческие задачи, создавали условия для развития познавательного интереса у детей с ЗПР.
Вначале, на первых занятиях дети самостоятельно и с помощью педагога знакомились с новым конструкторским материалом и его свойствами путем практического экспериментирования с ним. Дети самостоятельно создавали простые предметные и непредметные плоскостные объекты, состоящие из небольшого числа деталей, раскладывали целостные конструкции на составляющие части. Экспериментирование с новым материалом позволяло детям пользоваться этим умением как способом выявления особенностей и возможностей нового материала, необходимых для решения проблемных задач.
Наиболее эффективным в организации обучения оказалось последовательное освоение разных форм конструирования - свободное конструирование, конструирование по образцу, конструирование по условиям, по теме, по замыслу. Переход детей к каждой новой форме не отменял прежние, а основывался на них и способствовал их развитию. Однако, учитывая особенности детей с ЗПР, предпочтение на первом этапе обучения отдавалось конструированию по образцу, организация которого постепенно усложнялась. Конструирование изображений объектов живой и неживой природы соответствовало изучаемым лексическим темам, литературным произведениям. Одной теме отводилось несколько занятий подряд. В процессе обучения особое внимание уделялось предварительному наблюдению и анализу образца.
Схема анализа образца:
1. Целостное восприятие объекта.
2. Выделение основных частей.
3. Пространственное расположение этих частей.
4. Выделение деталей в основных частях.
5. Установление пространственного расположения деталей по отношению друг к другу.
6. Целостное восприятие объекта.
Систематическое проведение анализа образцов по данной схеме обеспечивало усвоение этой схемы детьми и самостоятельное её использование. Иначе говоря, дети постепенно овладевали обобщенным способом анализа объектов. В процессе конструирования по образцам у детей формировались и обобщенные представления об объектах, необходимые для конструирования по условиям. Конструирование по условиям – эта та форма организации обучения, которая в наибольшей степени способствовала развитию творческого конструирования у дошкольников с ЗПР. В процессе конструирования по условиям у детей формировалось умение анализировать условия и на его основе строить практическую деятельность.
Связующим звеном между конструированием по образцу и конструированием по условиям являлось решение проблемных задач на преобразование образца в соответствии с заданными условиями. При решении этих задач использовалось умение детей экспериментировать с новым материалом в новых условиях. Детям предлагались различные задачи, например: закончить начатую педагогом конструкцию и из целостной фигуры убрать лишние детали, чтобы получить новую фигуру. В процессе решения задач проблемного характера (преобразование образцов и создание собственных конструкций по условиям) у детей активизировалась поисковая деятельность и развивалось образное мышление и воображение. В результате конструирования по образцу и по условиям дети приобрели обобщенные знания и умения, необходимые для конструирования по замыслу. Конструирование по собственному замыслу показало, что создание замысла и его осуществление трудная задача для дошкольников с ЗПР, хотя эта форма конструирования обладает большими возможностями для развития творчества и самостоятельности детей. При этом степень самостоятельности и творчества зависит от уровня имеющихся знаний и умений. Большинство детей старшего дошкольного возраста с
ЗПР, благодаря обучению, при конструировании по замыслу создавали конструкции разнообразной тематики и содержания, проявляли интеллектуальную активность и увлеченность поисковой деятельностью, что свидетельствовало о сформированности деятельности творческого характера.
Литература
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте - М. 1991
Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества – М.
Основные современные концепции творчества и одаренности /Под ред. Д. Б. Богоявленской – М.
Парамонова Л. А. Конструирование. – М. 2001
Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование – М. 1999