Приложение МААМ

Формирование творческого конструирования у дошкольников с ЗПР.

Лариса Обухова
Формирование творческого конструирования у дошкольников с ЗПР.
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время специалисты коррекционных дошкольных учреждений уделяют конструированию особое внимание. В современных программах конструктивная деятельность рассматривается как одна из ведущих. Эта деятельность является эффективным средством преодоления имеющихся недостатков в психическом развитии у детей с ЗПР, а также играет важную роль в формировании творчества у детей с ЗПР. Л. С. Выготский указывал на то, что творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития. Все виды творческой деятельности для детей с ЗПР сложны и ни одним из этих видов дети спонтанно или стихийно не овладевают. Развитие творчества у детей с ЗПР связано с целенаправленным обучением, ориентированным на «зону ближайшего развития».

Публикация «Формирование творческого конструирования у дошкольников с ЗПР,» размещена в разделах

Основными показателями творческого конструирования, как процесса деятельности

являются:

- создание ”образов”- их вариативность, новизна, наделение ”образов ” разными свойствами;

- умение строить разные образы на одной основе;

- умение видеть целое раньше частей;

- интеллектуальная активность и увлечённость поисковой деятельностью;

- эмоционная включённость.

Уровень развития творчества зависит от уровня развития воображения, именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.

В конструировании выделяется 2 этапа : создание замысла и его реализация. Творчество больше связано с созданием замысла, поскольку он заключается в планировании деятельности, в предъявлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения.

Конструирование у дошкольников с ЗПР находится на низком уровне и имеет следующие недостатки, связанные с особенностями их развития:

- нечеткость структуры образа;

- нечеткость и неустойчивость замысла;

- поспешность исполнительской деятельности;

- нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать;

При организации работы по формированию творческого конструирования у дошкольников с ЗПР были выполнены следующие условия:

- Организовано целенаправленное обучение.

- Осуществлен отбор конструкторского материала, позволяющего вести ориентировочно- поисковую деятельность и экспериментировать

–Включение конструирования в другие виды деятельности: игру, рисование сочинение сказок.

Формирование творческого конструирования у дошкольников с ЗПР строилось на основе трё х взаимосвязанных этапов:1) развитие самостоятельного детского экспериментирования с новым материалом; 2) решение детьми проблемных задач на развитие образного мышления, воображения и на формирование обобщенных способов конструирования; 3) самостоятельное конструирование по замыслу.

На занятиях по формированию творческого конструирования использовались различные виды

конструирования и разнообразный строительный материал. Подробнее рассмотрим плоскостное конструирование. Для создания различных плоскостных объектов использовались детали плоскостного конструктора, а также развивающие игры В. Воскобовича «Чудо-крестики» № 1,2,3, «Чудо-соты». Эти игры с выраженным творческим потенциалом помогали эффективнее решать познавательные и творческие задачи, создавали условия для развития познавательного интереса у детей с ЗПР.

Вначале, на первых занятиях дети самостоятельно и с помощью педагога знакомились с новым конструкторским материалом и его свойствами путем практического экспериментирования с ним. Дети самостоятельно создавали простые предметные и непредметные плоскостные объекты, состоящие из небольшого числа деталей, раскладывали целостные конструкции на составляющие части. Экспериментирование с новым материалом позволяло детям пользоваться этим умением как способом выявления особенностей и возможностей нового материала, необходимых для решения проблемных задач.

Наиболее эффективным в организации обучения оказалось последовательное освоение разных форм конструирования - свободное конструирование, конструирование по образцу, конструирование по условиям, по теме, по замыслу. Переход детей к каждой новой форме не отменял прежние, а основывался на них и способствовал их развитию. Однако, учитывая особенности детей с ЗПР, предпочтение на первом этапе обучения отдавалось конструированию по образцу, организация которого постепенно усложнялась. Конструирование изображений объектов живой и неживой природы соответствовало изучаемым лексическим темам, литературным произведениям. Одной теме отводилось несколько занятий подряд. В процессе обучения особое внимание уделялось предварительному наблюдению и анализу образца.

Схема анализа образца:

1. Целостное восприятие объекта.

2. Выделение основных частей.

3. Пространственное расположение этих частей.

4. Выделение деталей в основных частях.

5. Установление пространственного расположения деталей по отношению друг к другу.

6. Целостное восприятие объекта.

Систематическое проведение анализа образцов по данной схеме обеспечивало усвоение этой схемы детьми и самостоятельное её использование. Иначе говоря, дети постепенно овладевали обобщенным способом анализа объектов. В процессе конструирования по образцам у детей формировались и обобщенные представления об объектах, необходимые для конструирования по условиям. Конструирование по условиям – эта та форма организации обучения, которая в наибольшей степени способствовала развитию творческого конструирования у дошкольников с ЗПР. В процессе конструирования по условиям у детей формировалось умение анализировать условия и на его основе строить практическую деятельность.

Связующим звеном между конструированием по образцу и конструированием по условиям являлось решение проблемных задач на преобразование образца в соответствии с заданными условиями. При решении этих задач использовалось умение детей экспериментировать с новым материалом в новых условиях. Детям предлагались различные задачи, например: закончить начатую педагогом конструкцию и из целостной фигуры убрать лишние детали, чтобы получить новую фигуру. В процессе решения задач проблемного характера (преобразование образцов и создание собственных конструкций по условиям) у детей активизировалась поисковая деятельность и развивалось образное мышление и воображение. В результате конструирования по образцу и по условиям дети приобрели обобщенные знания и умения, необходимые для конструирования по замыслу. Конструирование по собственному замыслу показало, что создание замысла и его осуществление трудная задача для дошкольников с ЗПР, хотя эта форма конструирования обладает большими возможностями для развития творчества и самостоятельности детей. При этом степень самостоятельности и творчества зависит от уровня имеющихся знаний и умений. Большинство детей старшего дошкольного возраста с

ЗПР, благодаря обучению, при конструировании по замыслу создавали конструкции разнообразной тематики и содержания, проявляли интеллектуальную активность и увлеченность поисковой деятельностью, что свидетельствовало о сформированности деятельности творческого характера.

Литература

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте - М. 1991

Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества – М.

Основные современные концепции творчества и одаренности /Под ред. Д. Б. Богоявленской – М.

Парамонова Л. А. Конструирование. – М. 2001

Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование – М. 1999

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — средство интеллектуального и творческого развития дошкольников Тема: «Лето яркое, лето разное» Руководители проекта Воспитатель: Навальная Г. И. Воспитатель: Дубовик Е. Н. Базисный компонент Проектная.

Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления воспитанников дошкольного образовательного учреждения Известно, что одним из самых любимых видов музыкальной деятельности детей является элементарное музицирование. Приобщение детей к музыке.

Формирование творческого мышления и изобретательности старших дошкольников с помощью приёмов и методов ТРИЗ Маляшок Ю. А., МАДОУ детский сад комбинированного вида № 123, г. Мурманск, Россия «Если мы хотим научиться думать, то прежде должны научиться.

Формирование эстетического отношения и художественно-творческого развития детей по программе И. А. Лыковой «Цветные ладошки» У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. Но, к сожалению, часто они остаются нереализованными.

Использование лего-конструирования в организованной образовательной деятельности старших дошкольников Внедрение лего - конструирования в образовательный процесс старших дошкольников, является неотъемлемой и первостепенной задачей при планировании.

Классическая музыка как средство развития творческого воображения дошкольников Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие воздействует на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная.

Педагогическая концепция «Развитие творческого воображения дошкольников»Педагогическая концепция «Развитие творческого воображения дошкольников» Приоритетным направлением в моей работе является развитие творческогоПриоритетным направлением в моей работе является развитие творческого.

Музыкальные игры-импровизации как средство творческого развития дошкольников. Существует несколько определений импровизации. Остановимся на следующем: Импровизация (от лат. improvisus — неожиданный, создание.

Развитие навыков детского творческого конструирования Творческое конструирование – это создание ребенком разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление.

Рекомендации «Влияние игр с элементами конструирования из бумаги на развитие мелкой моторике рук старших дошкольников» В федеральных государственных требованиях в структуре основной программы дошкольного образования описаны интегративные качества ребёнка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование творческого конструирования у дошкольников с ЗПР.
Опубликовано: 13 августа 2015 в 17:09
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование творческого конструирования у дошкольников с ЗПР.» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Обухова (УИ 358733) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД