Лилия Макарова
Значение фольклорного творчества в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Природа, быт, обычаи нашли широкое отражение в устном народном творчестве русского народа.
Передаваемые из уст в уста, от поколения к поколению произведения народного поэтического творчества позволяют создать в общении с ребенком особо теплые, ласковые отношения. В них воплощается эмоциональная форма общения с ребёнком, оказывающая особое воздействие на его умственное развитие. Устное поэтическое творчество способствует развитию речевых навыков, позволяет с раннего детства побуждать к познавательной активности, направленной на постепенное усвоение смыслового содержания литературных произведений. Произведения устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Дети с интересом воспринимают предлагаемый материал, легко запоминая короткое, образное содержание потешек, прибауток, считалок, скороговорок, дразнилок, песенок и напевок. Движения детей становятся свободнее, ориентировка в пространстве смелее, речь выразительнее и чище.
Публикация «Значение фольклорного творчества в развитии речи дошкольников» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Устное народное творчество должно соответствовать уровню развития детей. Детям раннего возраста подходят колыбельные, потешки, прибаутки. Словарный запас детей этого возраста ёще невелик, реальный мир воспринимается ими своеобразно, поэтому потешки, прибаутки должны быть просты, коротки, с четким ритмом, побуждать к действию. Используя потешку, взрослый без назидательных, сухих нравоучений в приятной для ребёнка форме, обучает его тому или иному навыку. Умывая малыша, напевает ему ласково:
«Водичка, водичка,
Умой моё личко»…
Овладение бытовыми процессами закрепляет и уточняет знание ребёнка о человеке и его действиях (умывание, одевание.) Начинает складываться элементарная система знаний об окружающем.
Полезны детям произведения, в которых имеются звукоподражания голосом животных и очень конкретно описываются их повадки. Звукоподражания (ав - ав, му - му) способствуют речевой активности ребёнка. Важно, чтобы он в нескольких строках уловил особенности и повадки животного:
Я козочка: «Ме – ке – ке,
И гуляю на лужке.
Острые рожки
Тонкие ножки».
Звукоподражания помогают детям познакомиться с птицами:
Наши уточки с утра:
«Кря – кря – кря! Кря – кря – кря!»
Наши гуси у пруда:
«Га-га-га! Га-га-га!»
В стихотворении ребёнок улавливает отношение человека к животному, его доброту, ласку.
Уж как я свою коровушку люблю,
Свежей травкой я Буренушку кормлю,
Ты иди, моя коровушка, домой,
Напою тебя водою ключевой.
Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок овладевает речью, приобщается к красоте и самобытности русского слова.
Содержание народных произведений для старших дошкольников иное : в них отражен быт, труд народа, его традиции, обычаи, явления природы.
Читая потешку: «Радуга-дуга, не давай дождя,
Давай солнышка – колоколнышка»
знакомим детей с явлениями природы.
Велико и познавательное значение потешки. Детям раскрываются не только образы живой природы, но и многие стороны трудовой деятельности человека.
«Та-ра, та-ра, та-ра-ра
Из колхозного двора
Выезжают трактора!
Будем землю пахать,
Будем хлеб засевать,
Будем рожь молотить,
Малых детушек кормить!»
Здесь звучит ритм самого труда. Дети соприкасаются с трудовой жизнью деревни и учатся бережно относиться к хлебу, ко всему, что выращено руками человека.
Народные загадки – шутки развивают у детей сообразительность, наблюдательность, находчивость, они развлекают детей. Любимое занятие детей отгадывание загадок.
Сидит Пахом
На коне верхом,
Сам неграмотный,
А читать помогает (очки).
Для загадки нет мелочей, нет ничего неинтересного или недостойного. Играя в загадки, ребёнок сдаёт не экзамен, а приобретает знания и сообразительность. Хорошо ли он познакомился с окружающим миром? Знает ли он признаки, качества, свойства предметов и явлений?
Образность, неожиданность сопоставления, нестандартность мышления – этому учат ребёнка загадки. Они сближают далекое с близким, неизвестное со знакомым. Образами народных сказок пронизана русская поэзия. Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребёнка к восприятию классической литературы.
С удовольствием дети слушают «небылицы», улыбаясь, они осознают, что все в них «так бывает» :
Курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес…
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась….
Многие небылицы начинаются с указания на чудо, а затем следует перечисление озорных и диковинных отклонений от общепризнанной и существующей нормы. Ребёнку доставляет удовольствие осознавать, что он не глупец: он-то знает, как все бывает на самом деле, и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и обманули на чепухе. Самоутверждение необходимо ребёнку в его ежедневной сложной работе - познания мира. Это является одним из ценных педагогических достоинств этого жанра.
Небывальщина, чепуха, нелепицы это прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребёнка в смехе, веселье, радости.
Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться смешное передавать в слове. Прибаутки лишены описательности и нравоучения. Слово в них передаёт звук, цвет, движение, объём и даже вкус.
У нас в Рязани
Грибы с глазами!
Их едят,
А они глядят.
Прибаутка сохраняет серьёзную интонацию, предоставляя возможность слушателю самому разобраться, смешно ему или нет. Ребёнок может посмеяться, порадоваться, обнаружив нелепость или несоответствие.
Сбил, сколотил – вот колесо,
Сел да поехал – ах, хорошо!
Оглянулся назад –
Одни спицы лежат.
Основной вид деятельности дошкольника, как известно, игра. Через нее он познает мир. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием.
В играх со старшими дошкольниками часто используются считалки. Главная особенность считалки четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова. Водящего на игру выбирают по считалке:
Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто травку возьмет,
Тот вон пойдет.
Ребёнок в игре должен быть находчивым, сообразительным, догадливым, ловким и добрым. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивает считалка.
Каждый считальный стишок имеет свое звучание, свой размер. Услышать ритмический рисунок считалки и подчиниться ему – умение не из легких. Оно приобретается детьми только в игре.
«Скороговорка – веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз» - так пишет знаток детского фольклора В. П. Аникин.
1. «В поле затопали кони».
2. Летят три пичужки
Через три пустые избушки»
3. Колотил Клим в один блин клин».
Вся прелесть скороговорки в том, что с первого раза ее ни за что не проговоришь. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Не даром в народе говорят: «Всех скороговорок не переговоришь и не выговоришь».
Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребёнка в правильном осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно любимая игра в словотворчество.
Чтобы запомнить место слова в строке и его правильное произношение, нельзя не задуматься над удивительным свойством языка – одними и теми же звуками передавать разный смысл.
Архип осип, Осип охрип
Даже совсем простенький стишок «Пошла Поля полоть в поле» - задаёт ребёнку сложную умственную задачу. Задолго до того, как учитель в школе станет объяснять значение падежных окончаний, временных глагольных форм, нарицательных и собственных имен существительных, ребёнок в дошкольном возрасте в игре и через игру усваивает сложнейшие смысловые оттенки языка, его структурные единицы.
У скороговорки – сложная ритмика. Каждый звук, звукосочетание и слово в скороговорке подчиняются ритму и создают ритм.
Скороговорку можно записать как двустишие или четверостишие:
Шесть мышат
В камыше шуршат.
От топота копыт
Пыль столбом летит.
Широко внедряя в работу с дошкольниками произведения устного народного творчества, мы привлекаем наших воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, героизм, любовь к природе, к родной стране. Народное творчество создает реальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития человека.