наталья белова
Роль народных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время в нашем обществе наметилась тенденция возрастанию интереса к национальному, исконно русскому наследию и богатству. Одним из способов передачи этих знаний дошкольникам является непосредственное участие детей в народных праздниках, где ребята в игровой, непринужденной обстановке узнают много нового об обрядах и традициях своего народа.
Публикация «Роль народных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Опыт работы, практика
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Для взрослых людей череда многочисленных будничных дней, зачастую монотонных, изредка заменяется праздниками, суть которых мы часто не понимаем, так как в общественной и личной памяти утеряны представления о их значении и традициях празднования. Проведение праздников заменилось просто застольем, и иногда отличия видятся только в том, что на Новый год праздничный стол соседствует с елкой.
У детей по сравнению со взрослыми - другое измерение времени. И каждый день может и должен быть для них праздником, если об этом позаботятся взрослые. Дети еще умеют «праздновать жизнь». Все, что приносит радость, может стать праздником для ребенка. В детстве, когда закладывается фундамент физического и психического здоровья, формируется внутренний мир личности, так важно, чтобы ребенок воспринимал и познавал мир сквозь призму радости, положительных эмоций, которые повышают его активность и любознательность, способствуют духовному росту.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Старших дошкольников, которым уже доступно освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры, мы приобщаем к исторической памяти народа, к его художественному наследию, к традициям проведения праздников, досугов, фольклорных посиделок совместно с родителями, согласно народному календарю.
Задача педагогов, по нашему мнению, состоит в том, чтобы соединить обучение и воспитание через изучение традиций отечественной культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков, вводя его произведения во все виды занятий, по капельке добавляя в повседневную жизнь детского сада. А вершиной этой работы становятся наши праздники, которые являются результатом сотворчества детей и сотрудников в области народного словесно-поэтического, музыкального, танцевального, драматического искусства.
Значения народных праздников заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулирует оптимистическое настроение.
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем. На мой взгляд, именно система знаний, представленных в опыте работы, поможет нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края.
Основное место в моей работе занимают народные праздники и традиции. В них фокусируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Широко использую все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. В праздниках, как и в подвижной деятельности детей на прогулке, использовались народные игры. Для приобщения детей к народному искусству была создана папка по ознакомлению ребят с произведениями живописи о народных гуляниях.
Результатами работы стали позитивные сдвиги в поведении как взрослых, так и детей, в том числе формирование знаний о народных праздниках, приобщение детей к народным традициям и культуре в целом. Дети научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые, духовно-нравственные нормы, и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать. Совместная работа педагогического коллектива и семьи по данной тематике помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга.
Опыт работы в данном направлении показал, что светлое, радостное общение детей и взрослых – важное условие для развития личности ребенка и возрождения народных традиций. И наша задача состоит в том, чтобы сохранить народные праздники для себя и потомков. Прежде всего, хочется отметить, что задача педагогов должна состоять в том, чтобы соединить обучение и воспитание через изучение традиций отечественной культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков, вводя его произведения во все виды деятельности.
Прошлое, настоящее и будущее связаны в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся – теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом.
Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится : «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.
К сожалению, народные обычаи уходят из нашей жизни. Только бабушки в деревнях помнят, какими словами приманить весну, как зайти в новый дом. Народные праздники по своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей и взрослых. Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, впитывая в себя церковную, православную религиозную обрядность.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. А через знакомство детей с историей возникновения народных праздников, традициями их встречи и проведения происходит усвоение детьми истоков русской культуры и способствует воспитанию нравственно-патриотических чувств.
Праздник в детском саду – особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создать максимально благоприятные условия для их развития.
Непосредственное участие детей в таких народных праздниках как «Святки», «Масленница», «Осеннины» и других, проводимых в дошкольном учреждении, оставляет у детей массу положительных, ярких впечатлений. Ребята узнают много нового об истории возникновения народных праздников, традициях их встречи и проведения.
Такие народные праздники вызывают у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой, деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.