Анастасия Храмова
Значение народных игр в воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимость приобщения детей с самого раннего возраста к национальной культуре трактуется народной мудростью. Сегодня наше общество имеет успехи в воспитании достойного поколения, во многом благодаря донесённым до нас традициям прошлого, а наша задача передать лучшие педагогические традиции будущему поколению. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. За громкими, на первый взгляд, словами скрываются простые истины. Знакомство дошкольников с национальной культурой может даже не требовать специально организованных занятий. Национальный компонент может естественным образом интегрировать в образовательный процесс ДОУ.
Публикация «Значение народных игр в воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Народная культура, фольклор
- Темочки
Важной частью национальной культуры являются игры. Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
В течение долгого времени игры по традиции передавались в устной форме. Тем самым народы России, передавая от поколения к поколению игровой фольклор, сохранили неразрывной ту нить времен, которая связывает прошлое с настоящим и будущим. Русская народная игра – это наша историческая память. За многие века народом накоплен обширный игровой репертуар, богатый и разнообразный по своему содержанию. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Тот факт, что из глубины веков в современный мир высоких технологий дошли детские игры, говорит об их ценности для детей. Игры, придуманные много лет назад, актуальны по сей день и по-прежнему интересны детям.
Воспитать ребёнка без игры невозможно. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны: это игры с игрушками, игры с движениями, игры - состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, способ познания окружающего мира.
Отдельно хочется остановиться на подвижных народных играх. Потребность ребёнка в движении была отмечена очень давно. Движение – это жизнь. Подвижные игры способствуют развитию физических качеств и умственных способностей ребёнка. Подвижные игры — одна из разновидностей игр с правилами и практически, единственная возможность ненасильственно выработать навыки произвольного поведения, а также интенсифицировать двигательную активность. Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.
Русские народные игры ценны в педагогическом отношении. Они способствуют развитию логического мышления, коммуникативных качеств. В своих правилах игры ставят перед детьми задачи требующие размышления, хитрости, смекалки, умения договариваться. А всевозможные заклички, считалочки способствуют развитию речи. Подвижная игра имеет большое влияние на воспитание характера, воли, развивает нравственные чувства, взаимопомощь. Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и справедливыми.
В подвижных играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства воспитателем. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально - образное средство влияния на детей, побуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
Эффективность внедрения народных игр была замечена на личном педагогическом опыте. Включить подобного рода игры можно в любой вид детской деятельности в течение дня. Это и динамическая пауза в ходе проведения занятия познавательного характера, многообразие тематики игр позволяет подобрать игру в соответствии с темой занятия. Пальчиковые игры помогут подготовить детей к продуктивным видам деятельности. Занятие по физической культуре можно полностью составить из народных игр разной интенсивности. Народные игры включены в прогулку и позволяют детям весело и с максимальной пользой для здоровья провести время на улице. И конечно, настоящим украшением игра будет любого праздника или развлечения. Народная игра живёт рядом, пришедшая к нам из глубины веков она до сих пор актуальна в наши дни.
Главная задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Только в этом случае дети приучатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущем.
Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость.
Литература:
Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР
Кудрявцев В. Ф. Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте. // Дошкольное воспитание. 1998, № 11.
Литвинова И. Н. Детские народные подвижные игры. М., 1995